Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1834/2023 ~ М-1555/2023 от 25.09.2023

Дело № 2-1834/2023             УИД 53RS0002-01-2023-001543-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Боровичи Новгородской области                13 ноября 2023 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Груневой М.Е.,

с участием представителя истца ФИО3,

представителя третьих лиц ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии» о возложении обязанности оборудовать помещение,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии» (далее также Учреждение) о возложении обязанности оборудовать помещение актового зала, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. В обосновании исковых требований указано, что Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области проведена проверка соблюдения в Учреждении законодательства о защите прав несовершеннолетних, о социальной защите инвалидов, которой были выявлены нарушения указанного законодательства. Проверкой установлено, что в здании Учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. Указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, что является недопустимым.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет образования Администрации Боровичского муниципального района.

Представитель истца помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования уточнила, просила обязать ответчика оборудовать предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение столовой индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в срок до 01 сентября 2024 года, требования с учетом уточнения поддержала по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьих лиц Администрации Боровичского муниципального района и Комитета образования Администрации Боровичского муниципального района ФИО4 в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения заявленных прокурором требований.

Представитель ответчика муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представил.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 14 указанного закона предусматривает меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

В статье 15 Закона о социальной защите инвалидов указано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов Приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.

Пунктом 3 Порядка установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Из пункта 4 Порядка следует, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий; предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика; наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2019 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поставлена задача в 2024 г. обеспечить создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (абзац пятый подпункта «б» пункта 5).

В рамках исполнения поименованного указа президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Образование» (протокол от 24 декабря 2018 года N 16), включающий в том числе федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Согласно разделу 6 указанного Паспорта в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно - управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии «социального лифта» и проведения профессиональных конкурсов по следующим направлениям, в том числе, развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.

Судом из письменных материалов дела и объяснений участников судебного разбирательства, установлено, что Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.

Проверкой установлено, что в здании муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии», расположенном по адресу: <адрес>, предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой). Указанное обстоятельство также подтверждается информацией председателя Комитета образования Администрации Боровичского муниципального района от 15.09.2023.

В соответствии с п. 1.3, 1.4, 1.5 Устава МАОУ СОШ учреждение является общеобразовательной организацией, организационно-правовая форма - автономное учреждение. Место нахождения учреждения – <адрес>. Учредителем является муниципальное образование Боровичский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Боровичского муниципального района осуществляют Администрация Боровичского муниципального района Новгородской области, отдельные функции и полномочия - Комитет по образованию Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области.

В силу п. 3.1 основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Нормами части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Поскольку факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов об обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой нашел подтверждение в судебном заседании, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого ответчик должен устранить установленные нарушения, суд полагает разумным истребуемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемых обязанностей - до 01 сентября 2024 года.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика в бюджет госпошлину в сумме 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии» (ОГРН ) в срок до 01 сентября 2024 года оборудовать предназначенное для проведения массовых мероприятий помещение столовой в здании, расположенном по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.

Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением экономики и биологии» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - апелляционное представление - в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             С.А. Иванова

2-1834/2023 ~ М-1555/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боровиская межрайонная прокуратура
Ответчики
МАОУ СОШ № 11
Другие
Администрация Боровичского муниципального района
Комитет образования Администрации Боровичского муниципального района
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Иванова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
borovichsky--nvg.sudrf.ru
25.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее