УИД 76RS0010-01-2022-001419-07
мотивированное решение
изготовлено 05.07.2022г.
Дело № 2-973/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
28 июня 2022 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,
при секретаре Фростовой Н.В.,
с участием: представителя истца – помощника Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Шишковой Ваиды Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В результате проведенной Ростовской межрайонной прокуратурой Ярославской области проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на автодороге межмуниципального значения <адрес>» в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 7.1 ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания, п. 5.2.4 и п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» на участке с км. 0 + 000 м. по км. 6 + 600м отсутствует горизонтальная дорожная разметка; - на участке дороги с км 0+-50м по км 0+100м (на правой полосе по ходу движения) имеется износ асфальтобетонного покрытия, покрытие проезжей части автодороги имеет дефекты в виде выкрашивания; - на участке дороги с км 0+300м по км 1+000м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 0+900м по км+100м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 1+100м по км 1+150м (справа) обочина с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью имеет дефект в виде занижения на 8 см.; - на участке дороги с км 1+100м по 1+500м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых и необработанных трещин; - на участке дороги с км 1+500м по 1+750м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 1+750м по км 2+000м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 2+000м по км 3+100м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 4+100м по км 4+350м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 4+500м по км 4+600м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 5+850м по км 6+000м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - участок дороги с км 6+600м по км 13+000м в грунтовом исполнении на верхнем слое которого используются переходные виды покрытия, под действием нагрузок от движущихся автомобиле дорожная одежда деформирована, что влияет на безопасность дорожного движения.
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области об обязании устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Шишкова В.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в иске.
Ответчик – Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо – ГКУ ЯО «Ярдорслужба» будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с возражением по иску.
Третье лицо – АО «ЯРДОРМОСТ», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.
Третье лицо – ОГИБДД ОМВД России по Ростовскому району, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
Выслушав лиц участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что в результате проведенной Ростовской межрайонной прокуратурой Ярославской области проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на автодороге межмуниципального значения «<адрес>» в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п. 6.3 ФИО5 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 7.1 ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания, п. 5.2.4 и п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»: - на участке с км. 0 + 000 м. по км. 6 + 600м отсутствует горизонтальная дорожная разметка; - на участке дороги с км 0+-50м по км 0+100м (на правой полосе по ходу движения) имеется износ асфальтобетонного покрытия, покрытие проезжей части автодороги имеет дефекты в виде выкрашивания; - на участке дороги с км 0+300м по км 1+000м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 0+900м по км+100м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 1+100м по км 1+150м (справа) обочина с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью имеет дефект в виде занижения на 8 см.; - на участке дороги с км 1+100м по 1+500м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых и необработанных трещин; - на участке дороги с км 1+500м по 1+750м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 1+750м по км 2+000м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 2+000м по км 3+100м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты в виде раскрытых необработанных трещин; - на участке дороги с км 4+100м по км 4+350м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 4+500м по км 4+600м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - на участке дороги с км 5+850м по км 6+000м проезжая часть дороги имеет дефекты в виде разрушения асфальтобетонного покрытия на всю ширину проезжей части; - участок дороги с км 6+600м по км 13+000м в грунтовом исполнении на верхнем слое которого используются переходные виды покрытия, под действием нагрузок от движущихся автомобиле дорожная одежда деформирована, что влияет на безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу пи. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог-регионального или межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
В силу п. 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
В соответствии с пп. 2.2 - 2.4 Положения в полномочия департамента входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Статьёй 1 Закона № 196-ФЗ определено, что его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Поречье-Лазарцево» является автодорогой межмуниципального значения и находится в собственности Ярославской области.
Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Департамент дорожного хозяйства ЯО, как орган, уполномоченный осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения и обеспечивать безопасность дорожного движения на них, ненадлежащим образом реализует свои полномочия в отношении автомобильной дороги межмуниципального значения «Поречье-Лазарцево».
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области срок для исполнения решения до 01 октября 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН/КПП №) в срок до 01 октября 2022 года на автодороге межмуниципального значения « <адрес>
- на участке с км. 0 + 000 м. по км. 6 + 600м нанести горизонтальную дорожную разметку;
- на участке дороги с км 0+-50м по км 0+100м (на правой полосе по ходу движения) устранить дефекта асфальтобетонного покрытия в виде выкрашивания;
- на участке дороги с км 0+300м по км 1+000м устранить дефекты покрытия проезжей части дороги в виде раскрытых необработанных трещин;
- на участке дороги с км 0+900м по км+100м восстановить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части;
- на участке дороги с км 1+100м по км 1+150м (справа) устранить занижение обочины с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью
- на участке дороги с км 1+100м по 1+500м устранить дефекты покрытия проезжей части дороги в виде раскрытых и необработанных трещин;
- на участке дороги с км 1+500м по 1+750м восстановить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части;
- на участке дороги с км 1+750м по км 2+000м устранить дефекты покрытия проезжей части дороги в виде раскрытых необработанных трещин;
- на участке дороги с км 2+000м по км 3+100м устранить дефекты покрытия проезжей части дороги в виде раскрытых необработанных трещин;
- на участке дороги с км 4+100м по км 4+350м восстановить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части;
- на участке дороги с км 4+500м по км 4+600м восстановить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части;
- на участке дороги с км 5+850м по км 6+000м восстановить асфальтобетонное покрытие на всю ширину проезжей части;
- на участке дороги с км 6+600м по км 13+000м устранить деформацию дорожного покрытия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Отрывин