Дело № 2-210/2023
УИД 21RS0023-01-2022-004130-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2023 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием прокурора Андреевой Е. А.,представителя ответчика и третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилова Р. В., представителя третьего лица МБУ «Управления жилищным фондом г. Чебоксары» Горлановой Н. Г.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Чебоксары о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 участка дорожно-уличной сети, обеспечить проведение работ по устройству дорожного покрытия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары, уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательно обратился в судв интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации г. Чебоксары о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89участки дорожно-уличной сети, расположенные в кадастровой квартале ----- от жилого адрес въездных ворот изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД по г. Чебоксары адрес).
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района с привлечением сотрудников ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары проведенапроверкасоблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке улично-дорожной сети по адрес. Проверка показала, что администрацией г. Чебоксары не в полной мере соблюдаются требования законодательства.
Согласно акту обследования состояния дорожного полотна на участке улично-дорожной сети, расположенном от жилого адрес, до въездных ворот на территорию следственного изолятора по адрес, в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» имеются многочисленные выбоины, а также отсутствует асфальтовое покрытие проезжей части.
Выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены. В результате ненадлежащего состояния вышеназванной автодороги граждане лишены возможности пользоваться дорогой общего пользования, являющейся муниципальной собственностью, создается угроза здоровью и жизни граждан, безопасности дорожного движения, а также создается угроза причинения вреда имуществу граждан, проживающих на вышеуказанных участках улично-дорожной сети адрес.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании прокурор Андреева Н. В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Чебоксары, одновременно являющийся представителем третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилов Р. В. исковые требования признал частично, указав на недостаточность заявленного срока для устранения недостатков.
Представитель третьего лица МБУ «Управления жилищным фондом г. Чебоксары» Горланова Н. Г. заявленные требования полагала на усмотрение суда, указав на отсутствие заинтересованности в исходе дела.
Третье лицоУМВД РФ по г. Чебоксары, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от дата N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципальногоконтроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от дата N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от дата N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г. Чебоксары к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Чебоксарского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вграницах Чебоксарского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41 Устава г. Чебоксары Администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.
Судом установлено, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».
Протоколом инструментального обследования от дата выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: напротив адрес; на участке дороги от адрес до адрес; возле домов ----- и ----- по адрес.
Изложенное также подтверждается имеющимися в материалах дела фотоматериалом.
Работы по устранению выявленных нарушений на заявленном в уточненном исковом заявлении участке ответчиком не произведены по настоящее время, что в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от дата ------ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы, принимая во внимание положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 35 Федерального закона от дата ----- «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие право прокурору обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, учитывая, что выявленные в ходе проверки недостатки организации работы по обеспечению безопасности дорожных условийявляются существенными и свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», государственных и национальных стандартов, требуют устранения, поскольку могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также иные негативные последствия, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом ответчик администрация г. Чебоксары является надлежащим, поскольку спорный участок территории не передавался на обслуживание уполномоченным юридическим лицам.
В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В связи с изложенным, с учетом мнения сторон и объема необходимых работ, суд устанавливает срок для обустройства дороги в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая этот срок разумным и достаточным для устранения недостатков.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Администрацию г. Чебоксары, ИНН -----, ОГРН -----, обязанность привести участки дорожно-уличной сети, расположенные в кадастровой квартале ----- от жилого адрес до въездных ворот изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД по г. Чебоксары (адрес) в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 и СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья Е.В. Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 30 марта 2023 года.