Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1836/2023 ~ М-1386/2023 от 27.07.2023

Мотивированное решение составлено 17.11.2023.

№ ***

№ ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**.** г. Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой Е.В.,                

при секретаре ФИО3,            

с участием истца ФИО1,                            

представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании включить периоды обучения, службы в армии, работы в страховой стаж для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее ОСФР по Курской области), в обоснование которого указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30, с применением ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В январе 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением об определении размера его страхового стажа. **.**.** ответчик направил ответ № № *** в котором указал, что продолжительность страхового стажа составила 21 год 4 месяца 7 дней, в связи с чем не была установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера. В страховой стаж не были включены периоды: обучения в училище и служба в уголовно-исполнительной системе. Данные периоды были зачтены ответчиком в страховой стаж, необходимый для назначения пенсии после обращения истца в суд. **.**.** истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением от **.**.** за № *** ответчик отказал, в связи с несоблюдением условия о наличии не менее 25 лет страхового стажа. По расчету ответчика продолжительность страхового стажа составила 22 года 01 месяц 06 дней, поскольку не был включен период учебы в ПТУ № *** *** по специальности «слесарь КИП и А, электрослесарь по ремонту оборудования 4 разряда» с **.**.** по **.**.** (02 года 08 месяцев 25 дней), а также в календарном исчислении, а не в льготном (двойном) был зачтен период службы в армии по призыву с **.**.** по **.**.** (01 год 09 месяцев 17 дней). С данным расчетом и решением ответчика истец не согласен, поскольку полагает, что законодательство не содержит ограничений в применении норм ранее действовавшего законодательства в целях подсчета стажа для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

В исковом заявлении ФИО1 просил: признать незаконным решение ОСФР по Курской области от **.**.** за № *** об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в страховой стаж в целях увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ период учебы в ПТУ № *** г. Норильска по специальности «слесарь КИП и А, электрослесарь по ремонту оборудования 4 разряда» с **.**.** по **.**.** (02 года 08 месяцев 25 дней) и в двойном размере период службы в армии по призыву с **.**.** по **.**.** (03 года 07 месяцев 04 дня); произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по заявлению от **.**.**.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО4 требования поддержали, по изложенным в иске основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по Курской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что у ФИО1 отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, позволяющая установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии за работу в районах Крайнего Севера.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Положения статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ими правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.

Одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 этого же Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. При этом порядок подсчета страхового стажа для определения права на назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчета страхового стажа по части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.

Вместе с тем частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определение продолжительности страхового стажа производится в календарном исчислении, соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.

Судом при рассмотрении дела установлено, что с **.**.** ФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за работу с вредными условиями труда по Списку № *** с учетом снижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера (ст. 33 Федерального закона от № *** № 400-ФЗ).

**.**.** ФИО1 обратился в ОСФР по Курской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от **.**.** № 400-ФЗ, в связи с приобретением необходимого страхового стажа и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с имеющимися документами ответчиком произведен расчет страхового стажа в календарном исчислении в следующем размере: страховой стаж 22 года 04 месяца 16 дней (из которых стаж до **.**.** – 06 лет 05 месяцев 25 дней, стаж после **.**.** – 15 лет 10 месяцев 22 дня) стаж работы в районах Крайнего Севера 17 лет 06 месяцев 09 дней.

В связи с отсутствием необходимого календарного страхового стажа решением ОСФР по Курской области от **.**.** за № *** ФИО1 отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от **.**.** N 400 ФЗ по указанному выше заявлению.

Приобретение ФИО1 необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера, необходимого для назначения повышенной фиксированной выплаты в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ сторонами не оспаривалось.

Истец является получателем страховой пенсии по старости с **.**.**, при этом, в страховой стаж зачтены периоды учебы в ПТУ № *** *** с **.**.** по **.**.** и период службы в армии по призыву с **.**.** по **.**.** в календарном исчислении, при определении права ФИО1 на назначение страховой пенсии по старости.

Оценка пенсионных прав, в особенности, порядок исчисления, по состоянию на **.**.**, продолжительности страхового стажа при назначении ФИО1 страховой пенсии по старости произведена по более выгодному варианту пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из трудового стажа, исчисленного по нормам, аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства, с включением в него, в том числе спорных периодов обучения в учебном заведении и прохождения военной службы.

Данные обстоятельства подтверждены расчетной таблицей о стаже ФИО1 в выплатном деле, имеющимся в материалах гражданского дела.

Доводы истца, ссылающегося на возможность включения в страховой стаж периода обучения и периода прохождения службы в армии в двойном исчислении являются ошибочными, основанными на неверном толковании закона, поскольку такой подход к определению наличия страхового стажа, позволяющего ставить вопрос о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ противоречит смыслу заложенному законодателем, установившим особый механизм повышения уровня пенсионного обеспечения.

Не является единообразным порядок исчисления стажа для назначения страховой пенсии по старости, и для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Само по себе прохождение военной службы в армии по призыву и обучение не может служить основанием для вывода о наличии у ФИО1 льготного (двойного) исчисления для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, поскольку в первом порядке исчисляется стаж для назначения пенсии.

Установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения (до 01.01.2015 – повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин впервые был введен Федеральным законом Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2008, в связи с чем правовых оснований для распространения положения Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-А в части исчисления страхового и стажа работы в районах Крайнего Севера, выработанного застрахованным лицом до 01.01.2002, по ранее действовавшим нормам, в том числе с учетом периодов обучения, службы в армии по призыву в двойном размере и периодов работы в районах Крайнего Севера в полуторном размере, не имеется.

Таким образом, право на включение спорных периодов обучения и прохождения военной службы по призыву в двойном исчислении для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ у истца не возникло.

Страховой стаж ФИО1 составил менее 25 лет, что является не достаточным для установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

На основании установленных обстоятельств дела и положений действующего законодательства, принимая во внимание, что в силу положений пенсионного законодательства периоды учебы и прохождения военной службы по призыву в двойном размере не подлежат зачету в страховой стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконным решения пенсионного органа об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии истца по старости ввиду отсутствия необходимого страхового стажа в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 о включении в страховой стаж спорных периодов, возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в соответствии с ч.8 ст. 18 Федерального закона от **.**.** N 400-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании включить периоды обучения, службы в армии, работы в страховой стаж для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Председательствующий Е.В. Смирнова                    

2-1836/2023 ~ М-1386/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Евгений Викторович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области
Суд
Железногорский городской суд Курской области
Судья
Смирнова Елена Владимировна
Дело на странице суда
zheleznogorsky--krs.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее