61RS0007-01-2023-001595-29
Дело № 2- 2376/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года г.Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Галицкой В.А.
при секретаре Гулаеве Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения», третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РО, <адрес> об обязании разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения», ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения законов, допущенные государственным бюджетным учреждением <адрес> «Управление транспортного обеспечения». Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст., <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относится, в частности, атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Установлено, что основным видом деятельности ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» является деятельность по перевозке пассажиров сухопутным транспортом прочие, не включенные в иные группировки.
Согласно публичному Региональному реестру объектов негативного воздействия ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» эксплуатирует 2 объекта, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду, являющихся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (№, №П III категория).
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах 1, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. п. 2, 5, 19 указанных Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия 1, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона об охране атмосферного воздуха.
Нарушение требований, предъявляемых к охране атмосферного воздуха, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно - эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, чем также нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что согласно п. п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 320, министерство участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории <адрес>, в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; организует и осуществляет на территории <адрес> региональный государственный экологический надзор, в том числе в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможность рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования иска подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения законов, допущенные государственным бюджетным учреждением <адрес> «Управление транспортного обеспечения». Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Из объяснений специалиста по охране труда и экологии ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» следует, что основным видом является деятельность по перевозке пассажиров сухопутным транспортом, эксплуатируются два объекта, они осуществляют негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время учреждение предпринимает меры для устранения нарушений (л.д. 24- 25).
Из письма ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГг. так же следует, что ответчик предпринимает меры для устранения нарушений (л.д. 26- 29). В адрес ответчика направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30 – 32). Указанное представление рассмотрено и дан ответ (л.д. 33 – 34).
Согласно ст., <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относится, в частности, атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Установлено, что основным видом деятельности ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» является деятельность по перевозке пассажиров сухопутным транспортом прочие, не включенные в иные группировки.
Согласно публичному Региональному реестру объектов негативного воздействия ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» эксплуатирует 2 объекта, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду, являющихся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (№П, №П III категория).
В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах 1, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. п. 2, 5, 19 указанных Требований мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия 1, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 закона об охране атмосферного воздуха.
Вместе с тем, в нарушение ч. ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. п. 2, 5,19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 811, ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» осуществляет деятельность на объектах негативного воздействия на окружающую среду в отсутствие согласованных с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ.
С целью устранения нарушений закона Ростовским межрайонным природоохранным прокурором директору ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, а также ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ГБУ РО «Управление транспортного обеспечения». Вместе с тем, нарушения фактически не устранены, разработка и согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не обеспечены.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха, как жизненно важного компонента окружающей среды, основывается на принципах недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, обязательности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственности за нарушение данного законодательства (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Нарушение требований, предъявляемых к охране атмосферного воздуха, создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно - эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес>, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством, чем также нарушаются интересы общества и Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что согласно п. п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 320, министерство участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории <адрес>, в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами; организует и осуществляет на территории <адрес> региональный государственный экологический надзор, в том числе в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать государственное бюджетное учреждение <адрес> «Управление транспортного обеспечения» (ИНН №) в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем разработки и согласования с министерством природных ресурсов и экологии <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 июля 2023 года.
Судья