Дело 12-10/2022
42RS0034-01-2022-000422-54
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
пгт Яшкино 05 июля 2022 года
Судья Яшкинского районного суда Кемеровской области Алиудинова Г.А.,
рассмотрев жалобу защитника Климкина Алексея Юрьевича – Романовой Светланы Сергеевны на постановление начальника ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Натальи Евгеньевны от 22.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Н.Е. от 22.03.2022 года Климкин А.Ю. привлечён к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей за неисполнение содержащихся в исполнительном документе ВС №, выданного Яшкиским районным судом Кемеровской области на основании решения от 20.06.2014 года по гражданскому делу №2-377/2014 по иску территориального отдела Роспотребнадзора в городе Тайге и Яшкинском районе к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Яшкинского муниципального района «Яшкинская центральная районная больница» о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, требований неимущественного характера - в части установки механической приточно-вытяжной вентиляции, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В предусмотренный ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок Климкин А.Ю. обратился в Тайгинский городской суд Кемеровской области с жалобой на указанные выше постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить на основании части 4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса РФ и положения Устава ГБУЗ ЯРБ имени Л.Г.Ворачевой, указывает, что руководителем учреждения 04.08.2021 и 08.09.2021 направлены обращения учредителю - Министерству здравоохранения Кузбасса (главному распорядителю бюджетных средств) с предложением выделения денежных средств на исполнение указанных судебных решений и подготовку проектно-сметной документации. Решения о выделении денежных средств учредителем по указанным обращениям принято не было. Письма по вопросу финансирования расходов бюджетного учреждения на исполнение судебных актов направлялись мною, как руководителем ГБУЗ ЯРБ в Минздрав Кузбасса также и 15.11.2021, 22.11.2021, 18.01.2022, 04.02.2022. Минздравом Кузбасса до настоящего времени никаких решений о выделении финансирования на данные работы не принято, ответов на обращения не дается. Кроме того в ноябре 2021 года ГБУЗ ЯРБ обращалось в суд с просьбой продления срока исполнения судебного акта, но судом в продлении срока отказано в связи с тем, что сроки исполнения судом ранее уже продлевались и Министерством не представлено информации о конкретных сроках финансирования указанных работ. Это привело к тому, что медицинское учреждение не располагает финансовыми средствами на указанные цели, Министерством здравоохранения Кузбасса, как учредителем, и главным распорядителем финансовых средств финансирования указанных расходов также не выделяется, что фактически не позволяет учреждению исполнить требования судебного акта.
Также ссылается на положения ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является не выделение главным распорядителем бюджетных средств бюджетных ассигнований на выполнение соответствующих уставных задач, в том случае, если руководителем бюджетного учреждения вносились предложения об их выделении при рассмотрении вопроса о формировании бюджета на очередной финансовый год.
Кроме того, считает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что привлекаемое к административной ответственности лицо (его представитель) не было ознакомлено с протоколом об административном правонарушении и, в нарушении требований ст.28.2 КоАП РФ, ему не выдана под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Начальник ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старший судебный пристав Хасанова Н.Е., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Климкин А.Ю., на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте ее рассмотрения извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрении жалобы не просили.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
При рассмотрении жалобы защитник Климкина А.Ю. – Романова С.С. её доводы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что Климкин А.Ю. не был извещен о дате и времени составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, извещали ее, копию протокола и постановления получала она.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, представленные ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, проверив, в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частями 4 и 4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ч.2 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
По смыслу ст.25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители, которые осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права.
В соответствии со ст.25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч. 2).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как усматривается из представленных материалов, 17.03.2022 года судебным приставом ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кееровской области Калужиной Ю.А. был составлен протокол в отношении главного врача ГБУЗ ЯРБ Имени Л.Г. Ворачевой – Климкина А.Ю. об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение содержащихся в исполнительном документе ВС №, выданного Яшкиским районным судом Кемеровской области на основании решения от 20.06.2014 года по гражданскому делу №2-377/2014 по иску территориального отдела Роспотребнадзора в городе Тайге и Яшкинском районе к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения Яшкинского муниципального района «Яшкинская центральная районная больница» о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, требований неимущественного характера - в части установки механической приточно-вытяжной вентиляции, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа,
Постановлением начальника ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Н.Е. от 22.03.2022 года Климкин А.Ю. привлечён к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем данные, свидетельствующие о том, что Климкин А.Ю., как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом был извещен о времени и месте составления протокола, о рассмотрения дела об административном правонарушении, о том, что ему вручались и направлялись в установленном порядке копии указанных протокола и постановления, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о несоблюдении должностным лицом процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
По смыслу вышеприведенных норм, извещение Романовой С.С., имеющей процессуальный статус защитника, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, вручение ей их копий, не освобождает должностное лицо от извещения и направления соответствующих копий Климкину А.Ю., как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в данном случае должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении был составлен и постановление было вынесено должностным лицом без его участия, в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела надлежащим образом, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса (ч.3 ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При установленных обстоятельствах постановление начальника ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Н.Е. от 22.03.2022 года о привлечении Климкина А.Ю. к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным признать нельзя, поэтому оно подлежит отмене, а административное дело направлению на новое рассмотрение начальнику ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Н.Е.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства об исполнительном производстве – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как указал Конституционный суд РФ, в нормативно определенном понимании законодательство об исполнительном производстве является отраслью законодательства, которой регулирует отношения, связанные с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц; административная ответственность за нарушение данного законодательства установлена рядом статей КоАП РФ, в том числе ст.17.15 (Определение от 07.10.2014 года №2323-О).
По смыслу вышеуказанного, срок привлечения к административной ответственности в данном случае не истек.
Доводы жалобы, касающиеся существа оспариваемого постановления подлежат правовой оценке при новом рассмотрении данного дела должностным лицом.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Натальи Евгеньевны от 22.03.2022 года по делу об административном правонарушении о привлечении Климкина Алексея Юрьевича к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей, отменить.
Дело вернуть начальнику ОСП по г.Тайге и Яшкинскому району УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу – старшего судебного пристава Хасановой Н.Е. на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Яшкинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись