Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-979/2020 ~ М-635/2020 от 12.03.2020

Дело № 2-979/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,

при секретаре Менкеновой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бодыкова Мингияна Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёте в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Бодыков М.А. обратился в суд с указанным иском к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту – МВД по РК, МВД по Республике Калмыкия), мотивируя следующим.

В период времени с 17 мая 1999 года по 7 июля 2016 года он проходил службу в органах внутренних дел МВД по РК, уволен по выслуге срока службы. 17 октября 2012 года с составом семьи из четырёх человек: супруга Бодыкова Э.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, он был принят на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, площадью 72 кв.метра. Решением от 03 декабря 2019 года комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам подчиненных территориальных органов МВД России на районом уровне, подразделений и организаций МВД по Республике Калмыкия (далее по тексту – Комиссия МВД по Республике Калмыкия, Комиссия), утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 6 декабря 2019 года №345-р, он, с семьей из 4-х человек снят с учета очередников МВД по Республике Калмыкия на получение единовременной социальной выплаты. Причиной снятия указано намеренное ухудшение жилищных условий в 2012 году, так как снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, с целью постановки на учет, для получения единовременной социальной выплаты. Полагает, что действий по ухудшению жилищных условий на момент постановки на учет им не допущено, поскольку снятие с регистрационного учета и переезд в другое место жительства было вынужденной мерой, право на получение ЕСВ не должно быть связано с его регистрационным учётом.

На основании изложенного, истец просит суд признать решение комиссии МВД по Республике Калмыкия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол №18, утвержденный распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 6 декабря 2019 года №345-р) в части снятия его с составом семьи из четырёх человек с учёта очередников МВД по Республике Калмыкия на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным и отменить. Обязать комиссию МВД по Республике Калмыкия по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить его с составом семьи в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты первоначального принятия на учет.

В судебном заседании истец Бодыков М.А. и его представитель Абдурахманов Р.К., поддержав заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просят удовлетворить в их полном объеме.

Представитель МВД по Республике Калмыкия Басанова А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска Бодыкова М.А., просила отказать, по следующим основаниям.

На момент постановки на учёт Бодыков М.А. вместе с семьей был зарегистрирован и проживал по договору найма жилого помещения от 12 июля 2012 года в отдельном жилом помещении общей площадью 33,41 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности по ? доле родителям супруги сотрудника Цутаевой Е.В. и Цутаеву Д.К.. Решением комиссии МВД по Республике Калмыкия по предоставлению единовременной социальной выплаты от 6 декабря 2019 года Бодыков М.А. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты, поскольку им в 2012 году с целью постановки на учёт для получения указанной выплаты были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий. В соответствии с жилищным законодательством членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Из материалов учетного дела следует, что с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Бодыков М.А. обратился 16 августа 2012 года. До постановки на учет истец и члены его семьи были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в качестве членов семьи собственника Бодыковой Г.Н. (матери истца) в период с 15 января 2010 года по 28 июня 2012 года (супруга истца по 6 мая 2010 года, дети по 16 ноября 2011 года), имели право пользования указанным жилым помещением наряду с его собственником, то есть являлись членами семьи собственника. Жилищные условия истца и членов его семьи (накануне обращения с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты) с учетом всех проживающих в указанном жилом помещении лиц, составляли 24,17 кв.метров (96,66:4). Доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере снятия Бодыкова М.А. с семьей с регистрационного учета из жилого дома площадью 96,66 кв.м. и переезда в жилое помещение с жилой площадью 18,73 кв.м. истцом не предоставлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилом доме матери Бодыков М.А. как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.метров на одного человека, его добровольный отказ от пользования жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом помещении, где обеспеченность общей площадью на одного человека составляет менее 15 кв.м., свидетельствует об ухудшении его жилищных условий, намеренном создании нуждаемости в жилом помещении. Следовательно, действия истца по ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла нуждаемость в жилом помещении, предоставляют право комиссии МВД по РК снять сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты, если на момент постановки не истек пятилетний срок после совершения действий по ухудшению жилищных условий.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ) данным Законом регулируются в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту – Правила).

Судом установлено, что решением Комиссии МВД по Республике Калмыкия от 3 декабря 2019 года, утвержденным распоряжением МВД по Республике Калмыкия от 6 декабря 2019 года №345-р, Бодыков М.А. с семьёй в составе 4-х человек снят с учёта очередников МВД по РК на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ввиду совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий.

На основании выписки из протокола №18 Комиссией установлено, что с 15 января 2010 года по 28 июня 2012 года Бодыков М.А., с 15 января 2010 года по 6 мая 2010 года супруга Бодыкова Э.Д., с 15 января 2010 года по 16 ноября 2011 года сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года, были зарегистрированы и проживали в отдельном жилом помещении общей площадью 96,66 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери истца Бодыкова М.А. – Бодыковой Г.Н., при этом жилищные условия на 1 человека составляли 24,17 кв.метров.

Бодыков М.А. в период с 12 июля 2012 года по 13 июля 2017 года, и члены его семьи: супруга Бодыкова Э.Д., сын ФИО12, дочь ФИО13 с 16 ноября 2011 года по 13 июля 2017 года, состояли на регистрационном учете в жилом помещении общей площадью 33,41 кв.м., жилой площадью 18,73 кв.метров, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности по ? доли родителям супруги сотрудника Цутаевой Е.В. и Цутаеву Д.К..

С 13 июля 2017 года по настоящее время Бодыков М.А. с членами своей семьи состоят на регистрационном учете и проживают в жилом помещении общей площадью 40,5 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности матери жены сотрудника Цутаевой Е.В..

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

В соответствии с п. 19 Правил сотрудник снимается с учёта для получения единовременной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;

б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;

в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);

д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ

В силу системной взаимосвязи указанных норм с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты является не совершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Как следует из материалов дела и не отрицается сторонами спора, в период времени, когда семья Бодыкова М.А. состояла на регистрационном учёте в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери Бодыковой Г.Н. по адресу: <адрес> обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 24,17 кв.м. (96,66/4), то есть более 15 кв.метров.

После постановки семьи истца на регистрационный учет в другом жилом помещении, общей площадью 33,41, жилой площадью 18,73 кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности родителям супруги сотрудника, Цутаевой Е.В. и Цутаеву Д.К., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного членам семьи Бодыкова М.А. стала составлять 8,35 кв.м. (33,41 / 4), то есть менее 15 кв.метров.

В настоящее время Бодыков М.А. и члены его семьи зарегистрированы и проживают в жилом помещении, общей площадью 40,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности матери жены сотрудника, Цутаевой Е.В., где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного членам семьи стала составлять 10,12 кв.м. (40,5 / 4), то есть менее 15 кв.метров.

ФИО18, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что её сын Бодыков М.А. с семьей действительно был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, собственником которого она является.

Однако фактически в данном жилом помещении сын и его семья не вселялись, проживали на съемных квартирах.

По действующему законодательству, при разрешении данного спора суд не может принять во внимание показания указанного свидетеля, поскольку Бодыкова Г.Н. является матерью истца Бодыкова М.А., а следовательно, являться лицом, заинтересованным в исходе дела.

Иных надлежащих доказательств в обоснование заявленных исковых требований сторона истца суду не представила.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в жилом доме своей матери, Бодыков М.А. с семьёй, как члены семьи собственника были обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв.метров на одного человека. Его добровольный отказ от пользования данным жилым помещением и регистрация по месту жительства в другом жилом помещении, где обеспеченность общей площадью на одного человека составляет менее 15 кв.м., свидетельствует об ухудшении его жилищных условий, намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. При этом действия по ухудшению жилищных условий имели место непосредственно перед подачей истцом заявления о постановке с семьёй на учёт, в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Таким образом, следует признать, что на момент постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты 17 октября 2012 года Бодыков М.А. не обладал таким правом, поскольку пятилетний срок с момента совершения им действий по ухудшению жилищных условий не истек.

При таких обстоятельствах, учитывая, что основанием для снятия истца с учёта послужило то, что он совершил действия по ухудшению жилищных условий, в связи с чем, не мог быть поставлен на учёт для получения единовременной социальной выплаты ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения Комиссии МВД по Республике Калмыкия от 3 декабря 2019 года, утвержденного распоряжением МВД по РК от 6 декабря 2019 года №345-р, незаконным.

Следовательно, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований по изложенным истцом доводам и представленным доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении искового заявления Бодыкова Мингияна Александровича к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить на учёте в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий      М.Н. Мучкинов

2-979/2020 ~ М-635/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бодыков Мингиян Александрович
Ответчики
МВД по РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Мучкинов Мерген Николаевич
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
18.09.2020Производство по делу возобновлено
12.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее