Дело № 2-3897/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 июля 2019 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,
при секретаре Усачёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смульского Р. В. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Смульский Р.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что по договору социального найма проживает по адресу: город Архангельск, <адрес>. Дом признан непригодным для проживания. Он признан малоимущим для постановки на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать ответчика предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Архангельска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, общей площадью не менее 23,60 кв.м.
Истец Смульский Р.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель Цисинский В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Архангельск» Демеш О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что законных оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения истцу не имеется, так как нуждающимся в жилых помещениях он не признан.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Установлено, что Смульский Р.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 23,6 кв.м, по адресу: город Архангельск, <адрес>
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р с учетом изменений, внесенных распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №р, <адрес> в г.Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, на отдел по жилищным вопросам возложена обязанность отселить в разумный срок жильцов квартиры, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до ДД.ММ.ГГГГ благоустроенные жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах города Архангельска, по договорам социального найма.
Разрешая вопрос о предоставлении истцу во внеочередном порядке жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Поскольку до 01 января 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, истцу 27 марта 2019 года выдано свидетельство малоимущей семьи для постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Однако с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма истец не обращался.
На основании вышеизложенного, при отсутствии факта признания истца нуждающимся в жилом помещении, у суда отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Смульскому Р. В. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.А. Валькова