Дело № 2-109 / 2023
УИД 33RS0013-01-2023-000103-37
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 марта 2023г. г.Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Астафьева И.А., при секретаре
Филипповой М.М., с участием старшего помощника прокурора Меленковского района Новиковой Ю.В., истца Панина Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Меленковского района действующего в интересах Панина Ярослава Семеновича к администрации муниципального образования Меленковский район об обеспечении жилым помещением,
у с т а н о в и л:
прокурор Меленковского района, действующий в интересах Панина Я.С., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Меленковский район, в котором просит обязать ответчика за счет средств бюджета Владимирской области обеспечить Панина Я.С. по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением специализированного жилого фонда, расположенным на территории муниципального образования Меленковский район по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что Панин Я.С. относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него ограничен в родительских правах. Истец в собственности жилого помещения не имеет и являетсянуждающимся в жилом помещении. Однако до настоящего времени он жильем не обеспечен. Действующим законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда возложена на органы местного самоуправления, поэтому просит обязать ответчика за счет средств бюджета Владимирской области обеспечить Панина Я.С. по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением на территории муниципального образования Меленковский район.
В судебном заседании старший помощник прокурора Меленковского района Новикова Ю.В. и истец Панин Я.С. иск поддержали по изложенным в нём основаниям.
Ответчик администрация муниципального образования Меленковский район и третье лицо Министерство образования и молодежной политики Владимирской области в судебное заседание своих представителей не направили. О месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Ответчик о наличии уважительных причин неявки представителя в суд не сообщил. Третье лицо просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Третье лицо представило отзыв, в котором полагали исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку право истца,состоящего в сформированном Министерством списке на ДД.ММ.ГГГГ под
№, на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не нарушено. Обеспечение его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией муниципального образования Меленковский район за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета <адрес> согласно списку, сформированному в хронологическом порядке. Возраст реализации права на жилье законодателем не ограничен, а немедленное предоставление жилья при наступлении права не предусмотрено. Кроме этого, просит учесть, что в ДД.ММ.ГГГГ году муниципальному образованию Меленковский район на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделено субвенций в размере 6241,5 тыс. руб.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Панин Я.С. родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относится к категории лиц из числа детей - сирот, поскольку его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4 решением Меленковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него ограничен в родительских правах (л.д.13,14,45).
Постановлением Главы Меленковского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 266 над несовершеннолетним Паниным Я.С. была установлена опека. Опекуном назначена ФИО6, проживающая по адресу: <адрес>, д.22 (л.д.20).
ФИО3 в собственности недвижимого имущества не имела, что подтверждается сведениями ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением Межрайонного отдела № ГУП ВО «Бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.48,49).
Согласно сообщений нотариусов Меленковского нотариального округаот ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № наследственное дело к имуществу умершей ФИО3 нотариусами Меленковского нотариального округа не заводились (л.д.34,46).
Панин Я.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.9-10,62).
По утверждению Панина Я.С., до настоящего времени он продолжает проживать там же, поскольку другого жилого помещения не имеет.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6 (л.д.41-44).
Согласно записей в похозяйственной книге администрации МО <адрес> сельское поселение № лицевой счет №, в данном жилом помещении зарегистрировано и проживает два человека: ФИО6 и Панин Я.С. (л.д.36-40).
Панин Я.С. в собственности недвижимого имущества не имеет, что подтверждается уведомлением ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44).
Панин Я.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по <адрес>, и значится в нем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 266 (л.д.53).
В соответствии со ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах, доводы третьего лица суд признает несостоятельными и приходит к выводу, что Панин Я.С. относится к числу лиц, перечисленных в п.1 ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ, в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях найма, что дает ему право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда. Ответчиком указанное право истца не оспаривается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора Меленковского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Меленковский район Владимирской области за счет средств бюджета <адрес> обеспечить Панина Ярослава Семеновича родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям жилым помещением специализированного жилого фонда, расположенным на территории муниципального образования Меленковский район по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На решение могут быть принесены апелляционные жалобы или представление во Владимирской областной суд через Меленковский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной редакции решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись И.А. Астафьев
Подлинник документа находится в деле № в производстве Меленковского районного суда <адрес>.