Копия
№ 2-4571/2023
70RS0004-01-2023-005858-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Перелыгиной И.В.,
при секретаре Собакиной А.Д.
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н., материального истца Харлашкина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов Харлашкина И.С. к муниципальному образованию “Город Томск” в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Советского района г.Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Харлашкина И.С. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории муниципального образования г. Томск.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка по обращению Харлашкина И.С. о нарушении его жилищных прав, в ходе которой было установлено, что Харлашкин И.С. с 1994 года состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра взрослого диспансерного отделения ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» с диагнозом «...» № 13247 от 25.09.2023 Харлашкин И.С. является инвалидом ..., бессрочно. 16.01.2015 врачебной комиссией №3 ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» Харлашкину И.С. выдана врачебная справка о том, что диагноз (...) входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Постановлению Правительства РФ № 378 от 16.06.2006. Решением жилищной комиссии от 10.02.2015 Харлашкин И.С. принят на учет гражданин, нуждающихся в улучшении жилищных условиях. На момент постановки на данный учет заболевание Харлашкина И.С. входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний. В Список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами заболеваний, Харлашкин И.С. включен 10.02.2015. Вместе с тем, до настоящего времени материальный истец жилым помещением не обеспечен, по состоянию на 2023 год общая очередь № 520, льготная очередь – № 20. При этом в собственности жилых помещений он не имеет. Впоследствии Постановление Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 утратило силу, Приказом Минздрава России № 987н от 29.11.2012 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В данный Перечень заболеваний, диагностированное у материального истца, не включено. В то же время подлежат применению положения ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, и потому изменение Перечня заболеваний не может прекращать уже возникшее у него право.
В связи с указанным, процессуальный истец, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов материального истца, просит суд обязать ответчика предоставить материальному истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 кв.м.
Материальный истец Харлашкин И.С., процессуальный истец старший помощник прокурора Советского района г. Томска Богданова Н.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Харлашкин И.С. пояснил суду, что живет у чужих людей, рассчитываясь за право проживания своим трудом по хозяйству.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, об отложении судебного заседания не просил, возражений по существу заявленных требований суду не представил.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав пояснения материального и процессуального истцов, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции РФ).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Определение от 15.02.2005 №17-0, Постановление от 16.12.1997 №20-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Жилищное законодательство Российской Федерации также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 12 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
При этом для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.
Согласно указанной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, установленном в порядке п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не предусмотрено.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из приведённых положений закона, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие. у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Кроме того, из анализа вышеуказанные положений закона следует, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Советского района г. Томска проведена проверка по факту обращения Харлашкина И.С. о нарушении его жилищных прав, в ходе которой было установлено следующее.
С 1994 года Харлашкин И.С. состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра взрослого диспансерного отделения ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» с диагнозом «...».
Харлашкин И.С. является инвалидом ..., бессрочно, что подтверждается справкой серии ....
16.01.2015 врачебной комиссией №3 ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» Харлашкину И.С. выдана врачебная справка о том, что диагноз (...) согласно Постановлению Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются ответом ОГАУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница» № 13247 от 25.09.2023 и выпиской из амбулаторной карты Харлашкина И.С.
В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006, к таким заболеваниям относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, под которые подпадает и заболевание материального истца.
Указанный нормативно-правовой акт утратил свою силу с 01.01.2018 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 859 от 21.07.2017 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
Приказом Минздрава России № 987H от 29.11.2012 (начало действия документа – с 01.01.2018) утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и которые имеют право на дополнительную жилую площадь.
В данный перечень заболевание, диагностированное истцу, не включено.
Решением жилищной комиссии от 10.02.2015 на основании заявления от 19.01.2015 Харлашкин И.С. принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих и льготных условиях. По состоянию на 01.04.2023 общая очередь Харлашкина И.С. в указанных списках под № 520, льготная под № 20 (ответы администрации Советского района г. Томска № 240 от 01.06.2023 и № 3920 от 04.07.2023, справка главы администрации Советского района г. Томска № 240 от 01.06.2023).
Положения ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ закрепляют общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из вышеназванных норм закона, право материального истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникло с момента постановки его на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещениями с 10.02.2015, то есть в период действия постановления Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006.
Из материалов дела также усматривается, что Харлашкин И.С. принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений не имеет, что подтверждается уведомлением из ЕГРН от 17.10.2023 и ответом ООО «Ростехинветаризация-БТИ» №942/23 от 21.09.2023.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени Харлашкин И.С. жилым помещением не обеспечен, и потому имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке как нуждающийся в предоставлении жилого помещения в связи с наличием у него тяжелой формы хронического заболевания.
Определяя размер общей площади помещения, которое ответчик обязан предоставить по договору социального найма Харлашкину И.С., суд руководствуется следующими положения закона.
Согласно абз. 1,5 ст. 17 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу абз. 6 ст. 17 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Статьей 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы г. Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.
Соответственно, муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска необходимо предоставить Харлашкину И.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33,0 кв.м.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что истец принят на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом РФ основанию, в связи с чем, подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ... ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 33,0 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.12.2023.