№ 12 - 1305/2023 |
|
№ 5 - 1264/2023 |
Судья Браславская И.А. |
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 21 ноября 2023 года в открытом судебном заседании, в помещении суда, при секретаре Гудкове Г.О., дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2023 года в отношении
Захарова А. В., родившегося <дата> в <адрес>, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2023 года Захаров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Защитник Захарова А.В. – адвокат Иванов Н.Ю. направил в Санкт-Петербургский городской суд жалобу об отмене вышеуказанного постановления.
В обосновании жалобы указал, что в действиях Захарова А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, привлечение Захарова А.В. к административной ответственности нарушает его конституционные права. Нет никаких разумных причин для возложения на Захарова А.В. обязанности предоставлять дополнительную информацию и отчетность в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Контроль за деятельностью Захарова А.В., возложение на него дополнительных обязанностей, выраженных в предоставлении органам исполнительной власти регулярной отчетности несовместимо с конституционной обязанностью государства уважать частную жизнь. При назначении административного наказания судом не принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, в котором отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости, судом необоснованно определен размер административного штрафа.
Захаров А.В., защитник Иванов Н.Ю. извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Допрошенное в качестве свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <...> А.К. в Санкт-Петербургском городском суде пояснила, что Захаров А.В., внесенный в реестр иностранных агентов, до 15 января 2023 года обязанности по предоставлению отчета по формам № ОИА001 за второе полугодие 2022 года, ОИА003 за четвертый квартал 2022 года, ОИА007 за четвертый квартал 2022 года в Министерство юстиции Российской Федерации не представил.
В подтверждение своих показаний <...> А.К. представила письмо Директора Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Министерства юстиции Российской Федерации <...> О.В. от <дата> №.... Согласно представленному письму Захаров А.В. не представил вышеперечисленные отчеты в Министерство юстиции Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав показания свидетеля, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно пунктам 1, 3, 6 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) иностранный агент обязан представлять в уполномоченный или его территориальный орган следующие сведения:
- отчет о своей деятельности, включающий отчет осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;
- об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;
- об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1-5 настоящей статьи.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304 утвержден Порядок представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Согласно указанному Порядку представление рассматриваемой отчетности осуществляется следующим образом:
- по форме, приведенной в приложении 3 (форма № ОИА001) Порядка, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
- по формам, приведенным в приложениях 5, 9 (формы № ОИА003, № ОИА007) Порядка, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, Захаров А.В. совершил непредставление иностранным агентом в уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а именно: Захаров А.В. включен в реестр иностранных агентов на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 08.10.2021 года № 1149-р в соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Реестр иностранных агентов размещен в открытом доступе на официальном сайте Минюста России https://minjust.gov.ru в разделе «Деятельность» в подразделе «Деятельность в сфере иностранных агентов», сведения о Захарове А.В. включены в реестр под порядковым номером 288, дата принятия решения о включении в реестр – 8 октября 2021 года.
Во исполнение пункта 14 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 года № 216, в адрес Захарова А.В. направлено уведомление о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (исх. №... от <дата>).
В установленный законом срок – 15 января 2023 года, обязанности по предоставлению сведений иностранным агентом Захаровым А.В. не исполнены, соответствующие сведения (отчеты по формам № ОИА001 за 2 полугодие 2022 года, ОИА003 за 4 квартал 2022 года, ОИА007 за 4 квартал 2022 года) в уполномоченный орган не представлены, действия Захарова А.В. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Таким образом, 16 января 2023 года в 00 часов 01 минуту Захаров А.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, совершил административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ и виновность Захарова А.В. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №... от 23 августа 2023 года об административном правонарушении; справкой ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> в отношении Захарова А.В.; распоряжением Минюста России №... от 8 октября 2021 года о включении Захарова А.В. в реестр иностранных агентов; письмом Директора Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Министерства юстиции Российской Федерации <...> О.В. от <дата> №....
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Колпинского районного суда Санкт-Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности Захарова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении Захарова А.В. уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Захарова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Захарова А.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьи 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В ходе производства по делу об административном правонарушении право Захарова А.В. на защиту не нарушено. О месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о месте, дате и времени рассмотрения дела Захаров А.В. извещался по известному месту регистрации (жительства).
При этом суд учитывает, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо располагало сведениями об адресе регистрации Захарова А.В.: <адрес>, представленными компетентными органами/л.д. 8/, содержание ответа которого не позволяет сделать вывод о наличии у Захарова А.В. иного места жительства.
При проверке указанных сведений, 16.11.2023 года судом получена информация, что Захаров А.В. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу, снят с регистрационного учета в связи с отъездом за пределы РФ, в Болгарию. КоАП РФ не предусматривает возможность направления международных поручений для установления места жительства лица, покинувшего территорию РФ. Таким образом, с учетом предоставленных сведений, в том, числе полученных должностным лицом в указанной форме, отсутствуют основания и правовые условия для установления иного места жительства Захарова А.В.
Кроме того, уведомление о дате составления протокола об административном правонарушении Захаров А.В. получил заблаговременно – 5 июля 2023 года, что подтверждается реестром исходящей корреспонденции и номером отслеживания почтового отправления <...>, при этом протокол составлен 23 августа 2023 года в порядке части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, без участия надлежащим образом извещенного Захарова А.В.
О месте, дате и времени рассмотрения дела в районном суде Захаров А.В. извещался по известному месту проживания (регистрации), изначально на 29 сентября 2023 года на 10:20 путем направления телеграммы, однако судебное заседание по рассмотрению дела было отложено на 12 октября 2023 года в 14:00, о чем Захаров А.В. повторно уведомлен посредством направления судебной повестки и телеграммы /л.д. 54-55, 52-53/. В назначенное время в судебное заседания 12 октября 2023 года в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга явился защитник Захарова А.В. – адвокат Иванов Н.Ю., действующий на основании ордера №... от 12 октября 2023 года.
При таких обстоятельствах полагать, что Захарову А.В. не было известно о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, оснований не имеется. При рассмотрении дела адвокат Иванов Н.Ю. ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие Захарова А.В., в связи с чем дело правомерно и обоснованно рассмотрено судьей в отсутствие Захарова А.В., надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания, в присутствии защитника – адвоката Иванова Н.Ю., который в полной мере реализовал предоставленные КоАП РФ права, заявлял ходатайства, высказывал правовую позицию по делу.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, в ходе производства по делу об административном правонарушении право Захарова А.В. на защиту реализовано в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с фактом административного преследования и оспариванию конституционности положений Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", однако сами по себе основанием к отмене состоявшегося постановления не являются.
В случае несогласия с положениями Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ, равно как и требованиями части 2 статьи 19.34 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за вмененное в вину Захарову А.В. нарушение, сторона защиты не лишена возможности направить в Конституционный Суд Российской Федерации жалобу в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Одновременно с этим у суда второй инстанции не возникают сомнения о соответствии положений вышеперечисленных законов требованиям Конституции Российской Федерации, нарушений прав Захарова А.В., гарантированных Конституции Российской Федерации, суд также не усматривает по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Конституция Российской Федерации предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов. Однако согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
Как следует из материалов дела, Захаров А.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Возложение на Захарова А.В. в таком случае обязанности по предоставлению дополнительных сведений в Министерство юстиции Российской Федерации является мерой соразмерной и допустимой, связанной с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.
При этом установление статуса иностранного агента в соответствии с требованиями Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ нельзя признать в качестве дискриминирующей меры, поскольку такой статус указывает на предоставление лицу иностранным источником поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, однако не ограничивает иностранного агента в способе и объеме, транслируемой информации, а также в использовании гарантированных Конституцией Российской Федерации прав.
При этом процедура присвоения статуса иностранного агента регламентирована федеральным законом, а фактором, исключающим необоснованное наделение таким статусом, право на судебную защиту в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации. В случае если Захаров А.В. не согласен с присвоенным статусом иностранного агента, он не лишен возможности оспорить действия государственных органов и должностных лиц в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о личности Захарова А.В., на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа не в максимальном размере будет способствовать достижению целей административного наказания. Назначенное административное наказание является справедливым, оснований для его снижения не имеется.
Исключительных обстоятельств, указывающих на возможность снижения размера административного штрафа, назначенного судом первой инстанции, по делу не установлено. Доводы стороны защиты в этой части основаны на субъективной оценке норм правового регулирования, и сами по себе основанием к снижению размера административного штрафа не являются.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное Захаровым А.В. административное правонарушение не отвечает критериям малозначительности, перечисленным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2023 года о признании Захарова А. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Иванова Н.Ю. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.Н. Русанова