Производство № 2-5925/2022
УИД 28RS0004-01-2022-007722-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.
при секретаре Демьяненко И.В.
с участием представителя истца – НФ, истца – ГЛ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГЛ, ВЛ, ЭГ к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
ГЛ, ВЛ, ЭГ обратились в суд с настоящим иском, в котором просят признать за ними право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации вследствие прохождения паводков на реке Амур, летом 2021 года на территории Амурской области летом 2021 года на территории Амурской области в связи с утратой жилого помещения общей площадью 53,9 кв.м., расположенного по адресу: ***, вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей летом 2021 года, вызванной подтоплением (подъемом уровня воды) в реке Амур на территории Благовещенского района Амурской области, обязать ответчика произвести данную выплату.
Включить истцов в список лиц, на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилое помещение которых
В обоснование заявленных требований истцы указывает, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации являлись собственниками жилого помещения, вместе с тем им отказано ввиду итого, что один из собственников указанного ранее жилого помещения умер. Вместе с тем полагают данный отказ незаконным, поскольку отказ в предоставлении выплат существенно нарушает права истцов на защиту от чрезвычайных ситуаций. Решение суда истец просит обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец представитель истца поддержали исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивали на его удовлетворении.
В судебное заседание не явились представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, а также представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Центрального аппарата МЧС России, администрации Благовещенского района. О времени и месте судебного заседания извещены своевременно и в установленном порядке в соответствии с требованиями ст.ст. 113, 118 ГПК РФ. Сведения о причинах неявки не предоставили. Об уважительных причинах неявки не сообщили.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: *** ***, 28.01.2000 года передано в безвозмездно в совместную собственность ЭГ, ЛЮ, ВЛ, ГЛ
Также из представленных материалов дела следует, что ЛЮ умер 24 января 20158 года (свидетельство о смерти 1-ОТ №***)
ГЛ, как собственник пострадавшего жилого дома обратился с заявлениями о выплате ему с учетом членов его семьи единовременной выплаты на строительство либо приобретение иного жилого помещения, взамен утраченного.
Из акта обследования жилого помещения от 15 июля 2021 года № 199н, следует, что в результате чрезвычайной ситуации – возникновение комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня рек Амур жилое помещение, расположенное по адресу: *** *** признан аварийным подлежащим сносу. Причиной появления указанных в акте дефектов и повреждений является чрезвычайная ситуация возникшая вследствие комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема уровня рек Амур.
Заключением межведомственной комиссии № 119 от 15 июля 2021 года, жилое помещение расположенное по адресу: *** ***, признано аварийным и подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующем демонтажем строительных конструкций.
На основании вышеназванного заключения межведомственной комиссии собственник жилого дома – ГЛ обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области о выплате на приобретение или строительство жилого дома взамен утраченного.
На основании уведомления от 13.05.2022 года №4755 ГЛ отказано, в предоставлении выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, поскольку собственниками жилого помещения являются: ЭГ, ЛЮ, ВЛ, ГЛ, при этом ГЛ умер, сведений о принятии наследства не имеется, вследствие чего отчуждение данной доли жилого помещения в муниципальную собственность невозможно.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области» с 26 мая 2021 года на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, зона которой затрагивает территорию, в том числе г. Благовещенска и Благовещенского района.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Порядок условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи устанавливается законодательством Российский Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с под. «а», п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями», трансферты предоставляются на следующие цели - предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, на предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» и «д» пункта 5 настоящих правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;
Подпунктами «а» и «в» пункта 6 Правил предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» данного пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Условием реализации мероприятий в отношении граждан, указанных в подпункте «а» пункта 6 настоящих Правил, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность
Согласно п.1.2. Постановления Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области», предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении: граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанных на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
Таким образом, для реализации полномочий собственника необходимо наличие права собственности в отношении жилого помещения.
Как указано ранее один из собственников спорного жилого помещения – ЛЮ умер.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с положениями ст.ст.1110, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Судом в соответствии с ч.2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации запрошены материалы наследственного дела к имуществу ЛЮ, умершего 20 января 20218 года.
Как следует из материалов наследственного дела ГЛ, ВЛ, ЭГ приняли подали заявление о принятии наследства после смерти ЛЮ.
Поскольку вышеизложенные обстоятельства с достаточной степенью достоверности указывают на то, что ГЛ, ЭГ, ВЛ приняли наследство после смерти ЛЮ - доли принявших наследство наследников по закону первой очереди.
Более того, пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Как следует из пояснений стороны истца, данных в ходе судебного разбирательства, после смерти ЛЮ истцы остались проживать в спорном жилом помещении, несли бремя его содержания, что также свидетельствует о принятии всеми истцами наследства после умершего ЛЮ в равных долях.
Доказательств того, что доли изменялись материалы, дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, установив, что ГЛ ВЛ, ЭГ приняли наследство после умершего ЛЮ, суд требования истцов о признании за ними права на выплату для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: *** *** подлежит удовлетворению.
При этом, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области» Министерством социальной защиты населения Амурской области вынесено соответствующее им решение, и данное решение признано судом незаконным, суд полагает в качестве способа восстановления права истцов возложить обязанность на ответчика во включении ГЛ, ВЛ, ЭГ в список лиц на получение однократной единовременной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в связи с утратой жилого дома, расположенного по адресу ***, в результате чрезвычайной ситуации паводка, произошедшего на территории Амурской области в 2021 году, в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года №1327.
Учитывая, что включение в список граждан имеющих право на получение единовременной социальной выплаты предполагает возможность получение данной суммы, суд полагает, что оснований к возложению обязанности на ответчика по выплате данной суммы не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает, что обращение решения к немедленному исполнению поможет истцу своевременно воспользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными для пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ГЛ, *** года рождения, ВЛ, *** года рождения, ЭГ, *** года рождения, право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в связи с утратой жилого помещения расположенного по адресу: *** ***, с учетом, Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327.
Возложить обязанность на Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ГЛ, *** года рождения, ВЛ, *** года рождения, ЭГ, *** года рождения в список граждан имеющих право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в связи с утратой жилого помещения расположенного по адресу: *** *** вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей летом 2021 года, вызванной подтоплением (подъемом уровня воды) в реке Амур на территории Благовещенского района Амурской области.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Гокова И.В.
Решение в окончательной форме составлено 16.09.2022 года