Дело № 2- 2823/2023
УИД 16RS0045-01-2023-003769-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2023 года город Казань
мотивированно решение принято
в окончательной форме 05 октября 2023 года.
Авиастроительный районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,
при секретаре судебного заседания Елистратовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан к ФИО о предоставлении доступа,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция РТ в лице Казанской городской инспекции (КГЖИ) обратилась в суд с иском к ответчику об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
В обоснование иска указано, что в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан поступило обращение собственника помещения в многоквартирном <адрес> по вопросу незаконного переоборудования в ком. № <адрес> многоквартирного жилого <адрес>.
Так из обращения следует, что собственником ком. № <адрес> установлена в комнате раковина, туалет над жилой квартирой.
В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ, а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ осуществила выездную проверку по соблюдению требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в многоквартирном <адрес>.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №СО-50/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием доступа в жилое помещение в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление ответчиком не получено, конверт вернулся отправителю.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком повторно не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №СО-68 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поведение ответчика свидетельствует об умышленном воспрепятствовании должностным лицам ГЖИ РТ в обеспечении доступа в жилое помещение в целях проверки соблюдения собственниками квартиры требований жилищного законодательства в части использования ими общего имущества в многоквартирном доме.
До настоящего времени обследовать вышеуказанную квартиру не представляется возможным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил обязать собственника ком. № <адрес> многоквартирного <адрес> обеспечить Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан доступ в жилое помещение для проведения инспекторского обследования (проверки) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явилась. Об уважительности причин неявки ответчик суду не сообщил. Каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в данном судебном заседании не представлено.
С учётом согласия представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства на основании положений статей 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ.
В соответствии со ст.25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения ^изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет, согласно ч.2 ст.26 ЖК РФ заявление, а также необходимые документы. Согласно ст. 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочном комиссии.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Из материалов дела следует, что в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан поступило обращение собственника помещения в многоквартирном <адрес> по вопросу незаконного переоборудования в ком. № <адрес> многоквартирного жилого <адрес>.
Так из обращения следует, что собственником ком. 12 <адрес> установлена в комнате раковина, туалет над жилой квартирой.
Согласно сведений из ЕГРН ФИО является собственником жилого помещения № в <адрес> многоквартирного жилого <адрес>.
В адрес ответчика ФИО ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на 27.04.2023г., а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан 27.04.2023г. осуществила выездную проверку по соблюдению требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в многоквартирном <адрес>.
Однако ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №СО-50/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием доступа в жилое помещение в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение на ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление ответчиком не получено, конверт вернулся отправителю.
Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком повторно не был обеспечен доступ в указанное жилое помещение инспектору ГЖИ РТ, что явилось препятствием для осуществления государственного жилищного надзора, о чем был составлен акт проверки №СО-68 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поведение ответчика свидетельствует об умышленном воспрепятствовании должностным лицам ГЖИ РТ в обеспечении доступа в жилое помещение в целях проверки соблюдения собственниками квартиры требований жилищного законодательства в части использования ими общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 17 Правил №, собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1.7 ПиН, установлены следующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых Помещений:
1.7.1. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
1.7.2. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
1.7.3. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
Согласно п. 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном жилищном надзоре в <адрес>», Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, Казанская городская жилищная инспекция является ее структурным подразделением.
Согласно п. 3.6 Положения № Инспекция в пределах своей компетенции осуществляет исполнительно-распорядительные и надзорные полномочия и функции на территории Республики Татарстан в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; Согласно п.4.1 Положения №, Инспекция имеет право: проводить при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также меры по недопущению нарушений обязательных требований;
рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан и привлекать правонарушителей в установленном порядке к административной ответственности;
направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
обращаться в суд с заявлениями в случаях, установленных ч. 12 ст. 20 ЖК РФ. В соответствии со ст.29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом №;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3 -ФЗ «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
8) совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами о видах контроля, положением о виде контроля.
Таким образом, в рамках осуществления своих полномочий должностные лица ГЖИ РТ вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения жильцами требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации. Собственники не вправе ограничивать доступ представителям Инспекции в обследовании квартиры в целях установления фактов наличия или отсутствия угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.
В силу подпункта «е» пункта 34 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ответчик - собственник ком. № <адрес> многоквартирного <адрес>, несет бремя содержания данного жилого помещения, обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, а также обязан соблюдать права и законные интересы соседей и правила пользования жилым помещением, в соответствии с которыми, обязан допускать в занимаемые ими жилое помещение работников или представителей Инспекции для беспрепятственного посещения жилых помещений в многоквартирных домах и проводить их обследования. В целях недопущения нарушения прав и законных интересов проживающих в <адрес> граждан.
Ответчик обязан обеспечить доступ сотрудникам инспекции в жилое помещение - ком. 12 <адрес> многоквартирного <адрес>, для проведения обследования на предмет соблюдения обязательных требований, установленных ЖК РФ, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы соразмерно удовлетворенным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан относится к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования <адрес>, в размере 300 рублей от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать ФИО обеспечить Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. №, для проведения инспекторского обследования (проверки) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Сафина Л.Б.