РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года город Котельнич Кировской области
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Косолаповой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-195/2024 (УИД 43RS0018-01-2024-000135-24) по заявлению Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа <адрес> о признании движимого имущества бесхозяйным и признании на него права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа <адрес> обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества – кабельную линию электропередачи протяженностью 30 метров от опоры <№> ОАО «Коммунэнерго» до многоквартирного жилого дома, уровень напряжения ВЛ 0,4 кВ, фидер <№> от ТП <№>, расположенного по адресу: <адрес>, бесхозяйным имуществом и признать за муниципальным образованием городской округ <адрес> право собственности на указанное имущество. В обоснование требований указано, что данный объект расположен на территории <адрес>, их собственник не установлен, о своих правах на данный объект никто не заявляет.
Представитель заявителя – Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, в письменном заявлении начальника Управления Шатова Н.В. просила рассмотреть дело без участия представителя заявителя, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа <адрес> в судебное заседание не явился. В письменном заявлении глава города Исмаилов О.В. просит рассмотреть дело без участия представителя администрации, также указал, что до настоящего времени имущественных претензий на данный объект не поступало, право собственности не зарегистрировано, спорное движимое имущество находится на территории <адрес>, владелец не установлен, просит удовлетворить заявление.
Представитель заинтересованного лица – ОАО «Коммунэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил, о рассмотрении дела без своего участия не просил.
Представитель заинтересованного лица – филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиала «Кировэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил, о рассмотрении дела без своего участия не просил.
Представитель заинтересованного лица – министерство имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился. Согласно отзыву на заявление представитель по доверенности Янчевский А.С. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, полагает возможным признать право собственности на указанное имущество, в случае, если оно будет признано судом бесхозяйным и будет доказан факт вступления заявителя во владение имуществом.
Представитель заинтересованного лица – АО «ЭнергосбыТ Плюс» в судебное заседание не явился. Согласно отзыву на заявление представитель по доверенности Василевский А.Д. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя АО «ЭнергосбыТ Плюс», также указал, что на администрацию муниципального образования <адрес> в соответствии с действующим законодательством и Уставом возложена обязанность организовать электроснабжение у населения в границах муниципального образования, в том числе с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, принять бесхозяйные объекты недвижимого имущества в казну. В случае признания объектов бесхозяйными, требования подлежат удовлетворению. АО «ЭнергосбыТ Плюс» информацией о наличии/отсутствии собственников систем энергоснабжения не располагает.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положением об Управлении имуществом и земельными ресурсами городского округа <адрес>, утвержденным решением Котельничской городской Думы от <дд.мм.гггг> <№>, установлено, что Управление является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ <адрес>, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1.1 Положения об Управлении).
Как следует из материалов дела, в границах городского округа <адрес> расположена кабельная линия электропередачи протяженностью 30 метров от опоры <№> ОАО «Коммунэнерго» до многоквартирного жилого дома, уровень напряжения ВЛ 0,4 кВ, фидер <№> от ТП <№>, расположенного по адресу: <адрес>, собственник которой не установлен, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации объектов, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорный объект находятся в федеральной, муниципальной собственности или в собственности субъекта Ф., либо был кому-либо передан. Указанное подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества МО городской округ <адрес> от <дд.мм.гггг> о том, что спорный объект не числится в данном реестре; сообщением министерства имущественных отношений <адрес> от <дд.мм.гггг> об отсутствии информации об указанных объектах в реестре государственного имущества <адрес>; информацией МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> от <дд.мм.гггг> о том, что данный объект в реестре федерального имущества на территории <адрес> не учитываются.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Исходя из положений п. п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, не подлежат приватизации, а подлежат передаче в муниципальную собственность.
Статьей 3 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что объектами электроэнергетики являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Надлежащее техническое состояние линий электропередач, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по обеспечению электроснабжения населения, а также по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Обязанность по организации и осуществлению таких мер возложена приведенными выше нормами закона на органы местного самоуправления. Отсутствие у данных объектов собственника приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так и надлежащего электроснабжения.
Исходя из содержания ст. 130 ГК РФ, данная кабельная линия является движимой вещью, поскольку прочно и неразрывно с землей не связаны и ее перемещение возможно без ущерба их назначению.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <дд.мм.гггг> <№> «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса РФ» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Недвижимым имуществом указанные объекты могут признаваться только в составе производственно-технических комплексов, объединенных в единый объект, неразрывно связанный с землей, а поскольку предметом заявленных требований являются только линии электропередач, не включающие трансформаторные подстанции и другое; данные линии электропередач могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению, поскольку не имеют неразрывной связи с землей, следовательно, по смыслу ст. 130 ГК РФ указанные линии электропередач относятся к объектам движимого имущества и не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку спорный объект, расположенный на территории городского округа <адрес>, является движимым имуществом, фактически не имеет собственника, то есть обладает признаками бесхозяйного имущества, иные лица прав на указанный объект движимого имущества не заявили, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа <адрес> удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ <адрес> на бесхозяйное движимое имущество – кабельную линию электропередачи протяженностью 30 метров от опоры <№> ОАО «Коммунэнерго» до многоквартирного жилого дома, уровень напряжения ВЛ 0,4 кВ, фидер <№> от ТП <№>, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Н.Н. Эсаулова