24RS0№-22
Дело № 2-155/2024
(№ 2-1200/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Курагино 22 апреля 2024 года
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Романовой А.В.,
при секретаре Логиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению дополнительного образования «Центр «Спортивный, туристский, экологокраеведческий», Администрации Курагинского района, Управлению образования администрации Курагинского района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курагинского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивируя требования тем, что прокуратурой Курагинского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБОУ Краснокаменская СОШ № 4. 21 октября 2021 государственным инспектором Курагинского района по пожарному надзору Новиковым Р.М. во исполнение распоряжения от 19.10.2021 № 83 главного государственного инспектора Курагинского района по пожарному надзору Дунаева Д.Х. проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности МБОУ Краснокаменская СОШ № 4. По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности директору МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 21 октября 2021 вручено предписание № 83/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Установлен срок устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности -01.06.2022. Прокуратурой района по состоянию на декабрь 2023 года установлено, что предписание не выполнено: нарушение п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководители организаций обеспечивают содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время. Проверкой установлено, что ограждение на крыше здания школы находится в неисправном состоянии- частично разрушено. В образовательном учреждении обучается 157 учащихся. Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности противоречит интересам общества и государства, создает угрозу для жизни, здоровья учащихся, педагогов, персонала школы, имуществу. В соответствии с Уставом МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Курагинский район. Функции и полномочия учредителя школы от имени муниципального образования Курагинский район осуществляет управление образования администрации Курагинского района. В соответствии с п.3.1.16 Положения об управлении образования администрации Курагинского района, утвержденного решением Курагинского районного Совета депутатов от 11.04.2019 г. № 35-325р, управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции главного распорядителя средств районного бюджета по подведомственным организациям, главного администратора доходов бюджета района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие Управления образования администрации Курагинского района Красноярского края и администрации Курагинского района Красноярского края по финансированию мероприятий по пожарной безопасности указанных МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 в
предписании от 21.10.2021 № 83/1, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курагинскому району. Признать незаконным бездействие МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 по не проведению мероприятий по исполнению предписания от 21.10.2023 г. № 83/1, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курагинскому району. Обязать Управление образования администрации Курагинского района и администрацию Курагинского района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование
мероприятий по исполнению МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 предписания
от 21.10.2021 № 83/1, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Курагинскому району. Обязать МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 в 2х-месячный срок после финансирования: привести в исправное состояние ограждение на крыше здания школы.
07.03.2024 г. прокурор Курагинского района уточнил исковые требования просил, признать незаконным бездействие Управления образования администрации Курагинского района Красноярского края и администрации Курагинского района Красноярского края по финансированию мероприятий и устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, МБОУДО «Центр «СТЭК». Признать незаконным бездействие МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 по не проведению мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания школы. Обязать Управление образования администрации Курагинского района и администрацию Курагинского района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, МБОУДО «Центр «СТЭК». Обязать МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, МБОУДО «Центр «СТЭК» в 2х-месячный срок после финансирования: привести в исправное состояние ограждение на крыше здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, ул. Центральная, д. 17 А.
Определением Курагинского районного суда от 02.02.2024г. в качествесоответчика привлечено: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр «Спортивный, туристический, эколого- краеведческий».
Определением Курагинского районного суда от 09.04.2024г. в качестветретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков привлечено Управление экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района.
В судебном заседании помощник прокурора Курагинского района Карамашев Н.В., уточненные исковые требования поддержал, основываясь на доводах, изложенных в иске.
Директор МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 Каминская И.В., в зал судебного заседания не явились, надлежаще извещена о дате и времени судебного заседания, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представила в суд письменные возражения из которых следует, что для исполнения предписания были направлены 6 ходатайств в управление образования. Согласно локально-сметному расчету, составленному МКУ «УКС» Курагинского района в 2018 году, для исполнения предписания необходимы денежные средства в сумме 909,685 тыс. рублей. В данный момент в управление образования администрации Курагинского района направлено ходатайство на составление актуального локально-сметного расчета. Помимо этого, считает, что срок для исполнения решения суда в течении двух месяцев после финансирования, не разумным. Поведение ремонтных работ ограждения крыши здания школы в период проведения учебных занятий может подвергнуть угрозе жизнь и здоровье учащихся школы. В соответствии с Уставом МБОУ Краснокаменской СОШ № 4, (далее - Устав), Учредителем Школы является муниципальное образование Курагинский район. Функции и полномочия учредителя Школы от имени муниципального образования Курагинский район осуществляет Управление образования администрации Курагинского района. Функции и полномочия собственника имущества Школы от имени муниципального образования Курагинский район осуществляет Управление экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора Курагинского района в части признания незаконным бездействия МБОУ Краснокаменской СОШ № 4, отказать. Установить срок исполнения решения суда в течении 7 месяцев после финансирования.
Директор МБОУ ДО «Центр «Спортивный, туристический, эколого- краеведческий» Михалев Е.В. в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Управления образования администрации Курагинского района Мешкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, о чем представила в суд письменные возражения из которых следует, что в соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлений образования администрации Курагинского района, утвержденного решением Курагинского районного Совета депутатов от 11.04.2019 № 35-325р (далее - Положение), управление образования администрации Курагинского района является органом администрации Курагинского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Курагинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования. Согласно пункту 3.1.16. Положения, управление образования администрации района осуществляет функции главного распорядителя средств районного бюджета подведомственным учреждениям. Финансирование деятельности главного распорядителя средств районного бюджета осуществляется за счет бюджета муниципального образования Курагинский район (пункт 1.6. Положения) и регламентируется решением Курагинского районного Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год. Управление образования администрации района как главный распорядитель средств районного бюджета может распределять по подведомственным учреждениям только те средства, которые предусмотрены решением Курагинского районного Совета депутатов в бюджете на очередной финансовый год. Управление образования администрации района не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных решением Курагинского районного Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора Курагинского района, отказать.
Представитель Администрации Курагинского района Боева О.Н., действующая на основании доверенности, в зал судебного заседания не явились, надлежаще извещена о дате и времени судебного заседания, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила в суд письменные возражения из которых следует, что согласно п. 5 ст. 123 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доводов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 132.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственности несёт, собственник имущества бюджетного учреждения. Согласно статье 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная, в том числе, муниципальном образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализаций предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования и пр. Муниципальные задания для бюджетного учреждений в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансирование обеспечения выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся соответствующее имущество. В соответствий с Уставом учредителем МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 является муниципальное образование Курагинский район. При этомфункция полномочия учредителя школы от имени муниципального образования осуществляет Управление образования администрации Курагинского района. Абзацем 2 пункта 1.5 Положения об Управлении образования администрации района предусмотрено, что в порядке и случаях, установленных действующим законодательством, Управление выступает от имени муниципального образования Курагинский район в качестве представителя ответчика по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам учреждений, в которых Управление является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с пунктами 3.1.19-3.1.20 Положения Управление образования района осуществляет функции главного распорядителя средств по подведомственным учреждениям главного администратора доходов бюджета района, а так же осуществляет распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в сфере образования на соответствующий финансовый период по подведомственным учреждениям. Пункт 3.5.12 Положения определяет, что Управление образования района в отношении муниципальных бюджетных организаций формирует и утверждает муниципальные задания, принимает решение об изменении муниципальных заданий, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в виде предоставления субсидий из бюджета района в соответствии со сводной бюджетной росписью, определяет объём субсидий на иные цели. В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является так же орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетный средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является так же орган местной администрации, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Соответственно, объем ответственности управления образования района за выявленные в Учреждении нарушения пожарной безопасности определяется тем, что отраслевой орган несет обязательство но финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя. Просила в удовлетворении исковых требований в части требований к администрации района отказать.
Представитель третьего лица Управления экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которыми установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В п. 1 Правил определено, что требования пожарной безопасности устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Как следует из предписания об устранении обязательных требований пожарной безопасности № 83/1 от 21.10.2021 года во исполнение решения главного государственного инспектора Курагинского района по пожарному надзору Дунаева Д.Х. № 83 от 19.10.2021 года, 21.10.2021 года государственным инспектором Курагинского района по пожарному надзору Новиковым Р.М. проведена плановая выездная проверка МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, пгт. Краснокаменск, ул. Центральная, 17 А, выявлено нарушение: ограждения на крыше здания МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 частично разрушены, что является нарушением п. 17 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях), зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время; организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Установлен срок устранения нарушения – 01.06.2022 г.
Из письма прокурора Курагинсокго района от 24.11.2023 на имя директора Краснокаменской СОШ № 4 следует, что прокуратурой района в ходе мониторинга соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся установлено, что школой не выполнено предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Курагинскому району № 83/1 от 21.10.2021 года: ограждения на крыше здания школы частично разрушены, со сроком исполнения 01.06.2022. Просил представить пояснения.
Из письма директора Краснокаменской СОШ № 4 от 27.11.2023 г следует, что ограждение на крыше здания МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 не восстановлено в связи с отсутствием финансирования, о чем неоднократно направлялись ходатайства на имя руководителя управления образования администрации Курагинского района.
Как следует из ходатайств на имя руководителя управления образования администрации Курагинского района от 26.10.2021 г. № 162, от 25.03.2022 № 52, от 14.09.2022 № 137, от 02.12.2022 №186, 28.04.2023 № 40 директор Краснокаменской СОШ № 4 просит отказать содействие в выделении средств из муниципального бюджета в сумме согласно смете 909,685 тыс. руб. для устранения нарушения: ограждение на крыше здания МБОУ Краснокаменской СОШ № 4 полностью разрушено, согласно Предписанию Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, отдел надзорной деятельности и профилактической работы, по Курагинскому району от 19.10.2021г. № 83/1.
Согласно Устава МБОУ Краснокаменская СОШ №4 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (далее -Учреждение) (п. 1.1. Устава), его учредителем является МО Курагинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Курагинского района (п. 1.7. Устава). Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Управление экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района (п. 1.8. Устава). Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Курагинский район, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 5.1. Устава). Учреждение владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 5.3 Устава). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Курагинского района; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п. 5.8 Устава).
В этой связи обязанность по несению бремени содержания имущества учреждения, находящегося в государственной собственности, и переданного ему в оперативное управление, в том числе, по обеспечению противопожарного оборудования, должна быть возложена не только на образовательное учреждение, но и, в том числе, на Управление образования администрации Курагинского района как на субъекта, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал функции и полномочия учредителя по управлению учреждением и финансовому обеспечению его деятельности. Исполнение указанной обязанности Управления не ставится в зависимость от реализации полномочий собственника по предоставлению объекта недвижимости в титульное владение учреждения.
Как следует из Положения об управлении образования администрации Курагинского района, утвержденного Курагинским районным советом депутатов № 35-325р от 11.04.2019 г. Управление образования администрации Курагинского района (далее – Управление) является органом администрации Курагинского района действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Курагинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Курагинского района в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся $ без попечения родителей (п. 1.1. Положения). Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств районного бюджета (п. 1.6. Положения). Управление осуществляет функции главного распорядителя средств районного бюджета по подведомственным муниципальным организациям, главного администратора доходов бюджета района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 3.1.16 Положения), осуществляет контроль над использованием имуществом закрепленного за подведомственными муниципальными организациями на праве оперативного управления, и целевым использованием бюджетных средств, финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных муниципальных организаций, принимает меры по результатам ревизии проверок контролирующих органов (п. 3.1.17). Осуществляет планирование проведения работ по капитальней текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных организаций, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий; обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.2.3 Положения). В случаях, установленных законом, дает согласие муниципальным организации на распоряжение имуществом, в том числе недвижимым имуществом или особо ценным движимым имуществом (п. 3.5.9. Положения). В отношении муниципальных бюджетных и автономных организаций формирует и утверждает муниципальные задания, принимает решение об изменении муниципальных заданий, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в виде предоставления субсидий из бюджета района в соответствии со сводной бюджетной росписью, определяет объем субсидий на иные цели (п. 3.5.11 Положения).
Как следует из выписки ЕГРН от 03.02.2024, от 22.02.2024 помещение с кадастровым номером: 24:23:4401001:713, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, ул. Центральная, 17А, пом. 1, площадью 5891 кв.м., нежилое, правообладатель: МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, вид права – оперативное управление, МО Курагинский район Красноярского края, вид права – собственность.
Как следует из выписки ЕГРН от 03.02.2024 помещение с кадастровым номером: 24:23:4401001:714, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, ул. Центральная, 17А, пом. 2, площадью 373,9 кв.м., нежилое, правообладатель: МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, вид права – оперативное управление, МО Курагинский район Красноярского края, вид права – собственность.
Согласно выпискам ЕГРН от 03.02.2024, от 04.03.2024 помещение с кадастровым номером: 24:23:4401001:613, расположенное по адресу: Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, ул. Центральная, 17А, площадью 6264,9 кв.м., нежилое, школа, правообладатель: МБОУ Краснокаменская СОШ № 4, вид права – оперативное управление, МО Курагинский район Красноярского края, вид права – собственность.
Как следует из договора оперативного управления № 301 от 27.01.2011 года Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района (далее-Управление) согласно распоряжения администрации района № 34-р от 27.01.2011г. закрепило за МБОУ Краснокаменская СОШ № 4 (далее- Учреждение) на праве оперативного управления муниципальное имущество - нежилое помещение, расположенное на первом, втором, третьем этаже трёхэтажного нежилого здания по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, ул. Центральная, д. 17А, пом. 1, общей площадью 5891 кв.м., согласно акта приема-передачи (п. 1.1. Договора). Имущество, закрепленное за Учреждением настоящим Договором, является муниципальной собственностью Курагинского района (п. 1.3 Договора). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества обязуется: не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного за ним настоящим Договором, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации; осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества; использовать муниципальное имущество в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, нормами действующего законодательства РФ, Красноярского края и нормативными актами Курагинского района (п. 3.1 Договора). Управление обязуется рассматривать и принимать решения до предложениям, касающимся имущества, и письменно информировать Учреждение о принятом решении (п. 3.3. Договора).
Как следует из договора оперативного управления № 298 от 27.01.2011 года Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района (далее-Управление) согласно распоряжения администрации района № 33-р от 27.01.2011г. закрепило за МОУ ДОД Центр «СТЭК» (далее- Учреждение) на праве оперативного управления муниципальное имущество - нежилое помещение, расположенное на первом, втором, третьем этаже трёхэтажного нежилого здания по адресу: РФ, Красноярский край, Курагинский район, р.п. Краснокаменск, ул. Центральная, д. 17А, пом. 2, общей площадью 373,9 кв.м., согласно акта приема-передачи (п. 1.1. Договора). Имущество, закрепленное за Учреждением настоящим Договором, является муниципальной собственностью Курагинского района (п. 1.3 Договора). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества обязуется: не допускать ухудшения технического состояния имущества, закрепленного за ним настоящим Договором, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе эксплуатации; осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества; использовать муниципальное имущество в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, нормами действующего законодательства РФ, Красноярского края и нормативными актами Курагинского района (п. 3.1 Договора). Управление обязуется рассматривать и принимать решения до предложениям, касающимся имущества, и письменно информировать Учреждение о принятом решении (п. 3.3. Договора).
Согласно Устава МОУ ДОД Центр «СТЭК», утвержденного управлением образования администрации Курагинсокго района 01.02.2016 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр спортивный, туристический, экологокраеведческий» (далее Учреждение и (или) Центр) является муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Курагинского района и правопреемником Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей детско-юношеский «Спортивный, туристский, экологокраеведческий» (п. 1.1. Устава). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Курагинский район. Органом, осуществляемым функции и полномочия учредителя Учреждения, является управления образования администрации Курагинского района. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Курагинского района осуществляет Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района (далее - Собственник) (п. 1.4 Устава). Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности] муниципального образования Курагинский район, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 5.1 Устава). Учреждение обязано эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с естественным износом и форс-мажорными обстоятельствами, осуществлять текущий ремонт имущества (п. 5.5 Устава). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из бюджета Курагинского района; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами; доходы, от приносящей доходы деятельности; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ (п. 5.8 Устава). Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 5.9 Устава).
Исходя из вышеуказанного, администрация Курагинского района, осуществляющая функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, обязана финансово обеспечить мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности образовательных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Разрешая требование о сроках устранения допущенных нарушений, суд учитывает характер необходимых работ для исполнения решения суда, финансовую нагрузку, а также длительность нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, считает необходимым предоставить ответчикам срок для устранения нарушений законодательства – 3 месяца после финансирования.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Курагинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Курагинского района Красноярского края и администрации Курагинского района Красноярского края по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Центр «Спортивный, туристский, эколого-краеведческий».
Признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4 по не проведению мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания школы.
Обязать Управление образования администрации Курагинского района и администрацию Курагинского района в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности - приведение в исправное состояние ограждения на крыше здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Центр «Спортивный, туристский, эколого-краеведческий».
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснокаменская средняя общеобразовательная школа № 4, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования «Центр «Спортивный, туристский, эколого-краеведческий» в течение 3 месяцев после финансирования привести в исправное состояние ограждение на крыше здания, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, п. Краснокаменск, ул. Центральная, д. 17А.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.
Председательствующий Романова А.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.04.2024
Судья Романова А.В.