Дело № 5-561/2022
59RS0005-01-2022-002510-43
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 11 мая 2022 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Булдакова А. В., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СКЛ-Урал»,
У С Т А Н О В И Л:
В Мотовилихинский районный суд г. Перми из Отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г. Перми поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и материалы к нему в отношении ООО «СКЛ-Урал».
Согласно с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья … при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:… правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В силу положений приведенных норм протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени его составления.
Исходя из смысла и содержания статьи 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Вышеуказанные требования действующего законодательства применяются, в том числе и при совершении такого процессуального действия, как составление протокола об административном правонарушении.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В отсутствие данного лица протокол об административном правонарушении может быть составлен только в том случае, если у должностного лица имелись сведения о надлежащем извещении такого лица о дате, времени и месте совершения данного процессуального действия.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту, поскольку при составлении протокола такому лицу должна быть обеспечена возможность дать объяснения по поводу вменяемого ему нарушения, право представлять доказательства, пользоваться помощью защитника.
Поступивший в суд протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СКЛ-Урал» составлен 16.04.2022 года должностным лицом в отсутствие законного представителя данного юридического лица.
При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о надлежащем получении ООО «СКЛ-Урал» извещения о явке для составления протокола об административном правонарушении на дату 16.04.2022 года.
Согласно сведениям инспектора отдела по вопросам миграции ОП № 4, содержащимся в телефонограмме, повестка, адресованная ООО «СКЛ-Урал» о явке для составления протокола 16.04.2022 года, была получена Обществом 20.04.2022г.
Из указанного следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо не обладало сведениями о надлежащем извещении ООО «СКЛ-Урал» о дате, времени и месте его составления, поскольку соответствующее извещение получено Обществом после даты его составления. Однако протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, что лишило его возможности реализовать свое право на защиту при составлении протокола об административном правонарушении, а также право давать объяснения по поводу вменяемого нарушения.
Указанные недостатки протокола являются существенным нарушением процессуальных требований, восполнить которые при рассмотрении дела по существу не возможно, что является основанием для возврата протокола и материалов к нему в адрес Отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г. Перми, для их устранения, при устранении которых должностному лицу следует обеспечить выполнение требований ч. 1, ч. 3-6 ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «СКЛ-Урал» и материалы к нему в Отдел полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г. Перми для устранения недостатков.
Судья: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: