Отделение по Омской области Сибирского главного управления
Центрального банка Российской Федерации
Дело № 12-100/2019
РЕШЕНИЕ
02 апреля 2019 года <адрес>
Судья Первомайского районного суда г. Омска Карев Е.П., при секретаре Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Попова А. Ю. на постановление заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации № № от 07 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
№ № от 07 февраля 2019 года должностное лицо – директор ООО «Мир без границ» (до 28.01.2019г. ООО «Ломбард на Герцена») Попов А. Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Попов А.Ю., не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, подал на него жалобу, в которой указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем, он не может быть привлечен к административной ответственности. Кроме этого, назначенный размер штрафа является чрезмерно завышенным и не отвечает принципам разумности и справедливости. В виду тяжелого финансового положения Попов А.Ю. не сможет оплатить своевременно такой размер штрафа. Кроме того, КоАП РФ допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (ст. 2.9 КоАП РФ). Конституционный суд РФ в своем постановлении указал на возможность применения административного штрафа ниже низшего предела. Кроме этого, размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, может быть снижен административным органом или судом на основе требований Конституции РФ и правовых позиций Конституционного суда РФ, выраженный в вышеуказанном постановлении. На основании вышеизложенного, просил постановление заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка РФ № ТУ-52-ДЛ-19-562/3110-1 от 07 февраля 2019 года о привлечении Попова А.Ю. к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным и отменить, административное производство в отношении Попова А.Ю. прекратить.
В судебном заседании Попов А.Ю. участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Центрального банка Российской Федерации Коваленко Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала жалобу необоснованной, указала на привлечение Попова А.Ю. к административной ответственности за аналогичное нарушение ранее, представлен письменный отзыв.
Выслушав представителя органа, вынесшего обжалуемое постановление, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
Согласно положениям ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечаний к указанной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст. 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах» Банк России осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных настоящим Федеральным законом, за исключением главы 3 настоящего Федерального закона, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст. 2 указанного Федерального закона).
Статьей 5 данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях данного Федерального закона отнесены, в том числе ломбарды.
В силу ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся, в том числе осуществление внутреннего контроля, под которым понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе ломбарды, обязаны не реже чем один раз в три месяца проводить проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок представления НФО в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 15.12.2014г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии с п. 5 и п. 8 Указания Банка России № 3484-У информация о результатах проверки должна направляться НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки в виде формализованных электронных сообщений через Личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации, а в соответствии с п. 18 данных Указаний перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, представляемую в уполномоченный орган, установлены приложением к Указанию Банка России № 3484-У.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации по результатам представленных документов установлен факт нарушения ООО «Мир без границ» (до 28.01.2019г. ООО «Ломбард на Герцена») пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а именно обществом проведена проверка с нарушением законодательно установленной периодичности проведения таких проверок - не реже чем один раз в три месяца, а именно проверка проведена 24.07.2018 г. Период, прошедший с даты предыдущей проверки, проведенной Обществом 23.04.2018, превышает 3 месяца.
Также по результатам анализа своевременности направления информации о результатах проверок в уполномоченный орган установлено, что информация о результатах проверки, завершенной 23.04.2018 направлена в уполномоченный орган с нарушением срока 12.05.2018, тогда как в соответствии с пунктом 5 Указания № 3484-У (не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки), её следовало направить в уполномоченный орган не позднее 26.04.2018.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Ломбард на Герцена» требований п. 5 Указания Банка России № 3484-У в части несвоевременного информирования уполномоченного органа о результатах проверки, завершенной 23.04.2018 г.
В ходе анализа представленных ФЭС установлено, что сведения о результатах проверок, проведенных 14.01.2017, 15.04.2017, 18.07.2017, 20.10.2017, 22.01.2018, 23.04.2018 и 24.07.2018 направлены в уполномоченный орган с нарушением порядка заполнения информационных полей ФЭС, перечня и структуры электронных документов, предусмотренных п. 18 Указания Банка России № 3484-У.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По сведениям ЕГРЮЛ в отношении ООО «Мир без границ» (до 28.01.2019г. ООО «Ломбард на Герцена») по состоянию на 02 апреля 2019 года лицом, имеющим выступать от имени юридического лица является директор Попов А.Ю.
Усмотрев в действиях должностного лица нарушений п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ главным экспертом юридического отдела отделения Омск в отношении должностного лица ООО «Мир без границ» (до 28.01.2019г. ООО «Ломбард на Герцена») – директора Попова А.Ю. 21 января 2019 года составлен протокол об административном правонарушении.
Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями закона. Действия (бездействие) должностного лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие виновности лица в совершении административного правонарушения.
Вина Попова А.Ю. в совершении правонарушения в указанной части подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21 января 2019 года; копиями двух формализованных электронных сообщений о проверках, завершенных 23.04.2018 г. и 24.07.2018 г., актами о проведенных проверках: от 23.04.2018 г. и от 24.07.2018 г.; формализованными электронными сообщениями (ФЭС): от 12.05.2018 номер записи №, от 26.07.2018 номер записи №; ФЭС, подтверждающих направление сведений о результатах проверок от 14.01.2017, 15.04.2017, 18.07.2017, 20.10.2017 и 22.01.2018 в уполномоченный орган: от 12.05.2018 номер записи 2018 _ № _ №, от 07.09.2018 номер записи 2018 _ №, от 07.09.2018 номер записи 2018 _ № от 07.09.2018 номер записи 2018 _ №, от 07.09.2018 номер записи 2018 _ № и другими материалами дела.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом Сибирского главного управления Центрального банка РФ сделан обоснованный вывод о ненадлежащем исполнении Поповым А.Ю. должностных обязанностей, в части осуществления внутреннего контроля по соблюдению требований пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Выводы должностного лица основываются на достоверных доказательствах, которые полно оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом с учетом положений статей 1.5, 2.1 КоАП РФ, у Попова А.Ю. имелась реальная возможность по исполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», однако исчерпывающие меры по их соблюдению предприняты не были.
Следовательно, Попов А.Ю. в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Постановление о привлечении Попова А.Ю. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для применении положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании указанного правонарушения малозначительным, суд не усматривает.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером совершенного правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств административного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, обстоятельств совершенного правонарушения, характера противоправного деяния, посягающего на отношения, объектом которых является экономические интересы государства, выражающиеся в защите прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оснований для признания его малозначительным и освобождения Попова А.Ю. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкции ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания должностное лицо учло все имеющие для этого значение обстоятельства, с учетом наличия сведений о привлечении к административной ответственности Попова А.Ю. за аналогичные нарушения ранее, оснований для назначения другого вида административного наказания и изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания суд, рассматривающий жалобу, не находит.
В связи с изложенным суд не находит оснований для изменений или отмены, в том числе с прекращением производства по делу, постановления заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации № ТУ-52-ДЛ-19-562/3110-1 от 07 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Попова А.Ю. и удовлетворения его жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.10., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя управляющего Отделением по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации
№ ТУ-52-ДЛ-19-562/3110-1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «Мир без границ» (до 28.01.2019 г. ООО «Ломбард на Герцена») Попова А. Ю. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение 10 суток с момента оглашения и получения копии решения.
Судья Е.П. Карев