Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-497/2022 ~ М-464/2022 от 13.07.2022

Дело № 2-497/2022

УИД 02RS0008-01-2022-001012-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кокса                      10 августа 2022 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи         Шатиной С.Н.,

при секретаре                      Клепиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» о возложении обязанности по строительству места накапливания и хранения золошлаковых отходов,

УСТАНОВИЛ:    

Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» о возложении обязанности по строительству в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства места накапливания и хранения золошлаковых отходов на территории по ул. Первомайская, 4, с. Горбуново Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации МО «Горбуновское сельское поселение», в ходе которой установлен факт отсутствия места накапливания и хранения золошлаковых отходов на территории администрации муниципального образования «Горбуновское сельское поселение». Котельная работает на твердом топливе, ввиду чего образуются отходы – золошлак, который хранится на открытой площадке на почве на открытой площадке. Хранение золошлаков производится на не имеющей твердого покрытия площадке, не оборудованной навесом, ливнестоками. Складирование отходов в необорудованных местах может повлечь загрязнение почв и грунтовых вод, возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, то есть оказать серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды и благополучие человека.

В судебном заседании прокурор Усть-Коксинского района Кузнецов А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, просил установить срок исполнения решения суда до 01.07.2023 г.

Представитель ответчика – глава Горбуновского сельского поселения Огнев А.В. обратился с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны, просят установить срок до 01.09.2023 г. для исполнения решения суда.

Третьи лица: администрация МО «Усть-Коксинский район», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай в лице ТО в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 указанного закона, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Под накоплением отходов в силу абз. 17 ст. 1 данного Закона понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий") определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В силу п. 215 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-¬противоэпидемических (профилактических) мероприятий» определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).

Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается. Допускается хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде на промплощадках при условии применения средств пылеподавления на основании п. 217 СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» золошлаковые отходы (зола от сжигания угля малоопасная) относятся к IV классу опасности.

В судебном заседании установлено, что котельная муниципального образования «Горбуновское сельское поселение», расположенная по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Горбуново, ул. Первомайская, 4, работает на твердом топливе, в результате чего образуются отходы золошлаков. Хранение золошлаков осуществляется на почве на открытой площадке, не имеющей твердого покрытия, не оборудованной навесом, ограждением, ливнестоками, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Невыполнение ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления может повлечь неблагоприятные последствия для неопределенного круга лиц. Соответственно, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению, ответчику надлежит оборудовать прилегающие территории навесами для защиты хранящихся насыпью отходов от воздействия атмосферных осадков, ветров и искусственным водонепроницаемым, химически стойким покрытием для исключения попадания золошлаков в почву.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает возможным установить для исполнения решения срок до 01.07.2023 г., полагая данный срок достаточным для устранения вышеуказанных нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования «Горбуновское сельское поселение» в срок до 01 июля 2023 года осуществить в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства строительство места накапливания и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории, расположенной по адресу: ул. Первомайская, 4, с. Горбуново Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.

Председательствующий          С.Н. Шатина

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2022 года

2-497/2022 ~ М-464/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Усть-Коксинского района
Ответчики
Администрация МО "Горбуновское сельское поселение
Другие
Администрация МО "Усть-Коксинский район"
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай в лице ТО в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Шатина Сунара Николаевна
Дело на странице суда
ust-koksinsky--ralt.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022Дело оформлено
18.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее