Дело № 2-113/2022
44RS0006-01-2022-000213-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «30» марта 2022 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре Моревой М.А.,
с участием истца Жеголевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жеголевой Т. Н. к Смирновой М.Н., Лебедевой Н. Н., администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района <адрес> о признании права собственности на 1/3 квартиры в порядке приватизации, 1/3 квартиры в порядке наследования по закону,
У С Т А Н О В И Л:
Жеголева Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Смирновой М.Н., Лебедевой Н.Н. о признании права собственности на <адрес>, расположенного на <адрес> в порядке наследования по закону после смерти мужа Ж., умершего <дата>.
Свои требования истец мотивировал следующим. Ее муж Ж. умер <дата> года. Согласно договора ей и её супругу передана в совместную собственность <адрес>, расположенного на <адрес>. После смерти супруга она обратилась к нотариусу Антроповского нотариального округа <адрес> с заявлением о принятии наследства. Нотариусом Антроповского нотариального округа <адрес> заведено наследственное дело ...... Ей выдано свидетельство о праве на наследство на денежные средства. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру отказано, поскольку право собственности на квартиру не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В договоре указано на то, что квартира передана в собственность ей, ее супругу Ж. и их дочери Смирновой М.Н., однако фактически квартира передана в его собственность. С момента заключения договора их семья проживала в указанной квартире, считая ее своей собственностью, ошибочно полагая все действия по оформлению ее собственность с их стороны выполнены. После смерти супруга она продолжает проживать в указанной квартире, несет бремя ее содержания. Их дочь Смирновой М.Н. (Смирновой М.Н.) М.Н. на право собственности на указанную квартиру не претендует. Дочь Лебедева (Смирновой М.Н.) Н.Н. также не претендует на право собственности на указанную квартиру.
Со ссылкой на требования ст.ст. 12,218, 1111, 1112, 1141, 1142, 1152,1153,1154 Гражданского кодекса РФ истец Жеголева Т.Н. просила суд о признании за ней права собственности на <адрес>, расположенного на <адрес> в порядке наследования по закону после смерти мужа Ж., умершего <дата>.
Истец Жеголева Т.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила суд об их удовлетворении по основаниям, в нём изложенным. Заявленные исковые требования уточнила и просила суд о признании за ней права собственности на указанную квартиру – на ? в порядке приватизации, на ? - в порядке наследования по закону после смерти супруга Ж., умершего <дата> года рождения.
Ответчики Лебедева Н.Н. и Смирновой М.Н. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. Направляли в суд заявления, в которых просили суд об удовлетворении заявленных исковых требований их матери Жеголевой Т.Н.
Представитель ответчика – администрации Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия его представителя, не возражая против удовлетворения исковых требований истца Жеголевой Т.Н.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, нотариус Антроповского нотариального округа Костромской области, представитель администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Громова Е.Л. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Гражданское дело рассмотрено без участия ответчиков, а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Статьи 1 и 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» закрепили за гражданами Российской Федерации, занимающими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность бесплатно. Жилые помещения передаются в общую собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 223 п. 2 ГК РФ моментом возникновения права собственности у приобретателя по договору, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что <дата> Ж., Жеглевой Т.Н., Смирновой М.Н. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан передана в собственность в порядке исполнения Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 58,5 кв.м. Данное обстоятельство в судебном заседании подтверждено свидетельством о праве собственности от <дата>. Право собственности за указанными лицами на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В соответствии со справкой администрации Антроповского сельского поселения <адрес>, расположенного на <адрес> на балансе администрации Антроповского сельского поселения не состоит. Жеголева Т.Н. единственный раз пользовалась правом на приватизацию – на указанную квартиру. Данное обстоятельство подтверждено справкой администрации Антроповского сельского поселения.
Таким образом, за истицей Жеголевой Т.Н. должно быть признано право собственности на 1/3 квартиры, расположенной по адресу: <адрес> порядке приватизации.
При разрешении исковых требований истицы Жеголевой Т.Н. о признании права собственности на 1/3 указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти мужа Ж. суд исходил из следующего.
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями – 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского Кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1154 Гражданского Кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что супруг истицы Жеголевой Т.Н. Ж. умер <дата>. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о смерти Ж., исследованного судом в оригинале. Согласно справке нотариуса Антроповского нотариального круга <адрес> от <дата> истица Жеголева Т.Н. является единственным наследником, принявшим наследство после смерти Ж.
При таких обстоятельствах, с учётом того, что Ж. являлся собственником 1/3 доли <адрес>, расположенного на <адрес>, является умершим лицом, а истец Жеголева Т.Н. является единственным наследником, принявшим наследство после его смерти, за ней должно быть признано право собственности на 1/3 долю указанной квартиры в порядке наследования по закону.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования истицы Жеголевой Т.Н. должны быть удовлетворены, за ней должно быть признано право собственности на 1/3 <адрес>, расположенного на <адрес> в порядке приватизации, на 1/3 указанной квартиры в порядке наследования по закону после смерти супруга Ж., умершего <дата>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, 1/3 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░., ░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
«31» ░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░________░.░. ░░░░░░░░░░