Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1155/2023 ~ М-6276/2022 от 30.12.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** года                                ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ( по исковому заявлению ФИО1 к администрации Карлукского муниципального образования о признании права на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

    

Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Карлукского муниципального образования, в котором просит признать за ФИО1 право собственности на объект капитального строительства - одноэтажное нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное по адресу: ....

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1382 кв.м, расположенный по адресу: Российская .... принадлежит истцу на праве аренды, на основании договора от **/**/****, заключенного между администрацией Карлукского муниципального образования и ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от **/**/****. В выписке указан номер регистрации земельного участка в аренду: , и дата-**/**/****.

В 2022 году на данном земельном участке истец построил нежилое здание общей площадью 93,7 кв. м.

Истец обращался в администрацию Карлукского муниципального образования за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства «нежилого здания», расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Отказывая в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, администрация Карлукского муниципального образования в письме от **/**/**** в качестве оснований для отказа указала на не предоставление полного пакета документов, а именно отсутствие пакета документов, перечисленных в п.п. 2,3,5, указанных в пункте 58 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», утвержденного Постановлением главы администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** (в редакции от **/**/**** ).

Истец обращался в администрацию Карлукского муниципального образования за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства «нежилое здание», расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Отказывая в приеме к рассмотрению заявления и документов о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства «нежилое здание», в письме администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** , указано, что к заявлению истцом не был приложен, полный пакет документов в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно техническому плану здания, подготовленному кадастровым инженером по адресу: ...., расположено нежилое здание 2022 года постройки, общей площадью 93,7 кв. м, число этажей - один. Физический износ составляет 0%, техническое состояние - хорошее.

Из экспертного заключения от **/**/**** ООО Бюро экспертиз «Вектор» следует, что нежилое здание, представляет одноэтажное здание, габаритные размеры объекта исследования 8,0 * 12,6м. Внутренняя высота составляет 4,2м. В плане объект исследования имеет форму прямоугольника. Таким образом, нежилое здание является объектом капитального строительства, поскольку отвечает совокупности условий: тесная и неразрывная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Эксперт в заключение от **/**/**** пришел к выводу, что нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: .... соответствует строительным нормам и правилам. Его эксплуатация не создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Несущие    и ограждающие конструкции    здания, согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», находятся в работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения (трещины, перекосы частей здания и т. д), свидетельствующие о снижении их работоспособности, надежности и эксплуатационной непригодности не имеются, несущая способность конструкций зданий обеспечивается. В соответствии с установленным техническим состоянием строительных конструкций, включая грунтовое основание, эксплуатация данного здания при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений.

Строительные конструкции нежилого здания находятся в техническом состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части, что соответствует требованиям Федерального закона от **/**/**** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на **/**/****)» (с внесенными измен.), статья 7 «Требования механической безопасности».

Заключением специалиста от**/**/**** , составленным ООО Бюро Экспертиз «Вектор» подтверждается, что нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное по адресу: ...., Карлукское муниципальное образование, д. Карлук, ...., соответствует экологическим требованиям. Его эксплуатация не создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено нежилое здание, расположен в зоне объектов транспортной инфраструктуры (П-3), что следует из Правил землепользования и застройки Карлукского муниципального образования, утвержденных решением Думы Карлукского МО от **/**/**** /дсп (в редакции от **/**/**** /ДСП).

Параметры спорной постройки в полном объёме соответствуют предельным значениям, установленным в зоне объектов транспортной инфраструктуры (П-3) с видом разрешенного использования 4.9.1. - объекты придорожного сервиса.

Нежилое здание расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается техническим планом здания от **/**/**** и заключением кадастрового инженера от **/**/****.

В отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истец вынужден обратиться с настоящим в суд.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело в свое отсутствие. На представление своих интересов уполномочила представителя по доверенности ФИО4

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам иска, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Карлукского муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражений по существу заявленных исковых требований не имеет.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» были разъяснены положения ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 25 Постановления, если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.

Согласно п. 26 Постановления, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 по договору от **/**/****, заключенного с администрацией Карлукского муниципального образования, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1382 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, ...., ....

Истец обратилась с заявлением в администрацию Карлукского муниципального образования за выдачей разрешения на строительство нежилого здания общей площадью 93,7 кв. м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Из письма от **/**/**** в качестве оснований для отказа администрацией Карлукского муниципального образования указано на отсутствие пакета документов, перечисленных в п.п. 2,3,5, указанных в пункте 58 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», утвержденного Постановлением главы администрации Карлукского муниципального образования от **/**/**** (в редакции от **/**/**** ).

Истец обратился с заявлением в администрацию Карлукского муниципального образования за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства «нежилое здание», расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Письмом от **/**/**** администрацией Карлукского муниципального образования истцу было отказано в выдаче разрешения, указано, что к заявлению истцом не был приложен полный пакет документов в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно техническому плану здания, подготовленному кадастровым инженером по адресу: ...., расположено нежилое здание 2022 года постройки, общей площадью 93,7 кв. м, число этажей - один. Физический износ составляет 0%, техническое состояние - хорошее.

В материалы дела представлено экспертное заключение ООО Бюро экспертиз «Вектор» от **/**/**** , из которого следует, что нежилое здание, представляет одноэтажное здание, габаритные размеры объекта исследования 8,0 * 12,6м. Внутренняя высота составляет 4,2 м. В плане объект исследования имеет форму прямоугольника. Таким образом, нежилое здание является объектом капитального строительства, поскольку отвечает совокупности условий: тесная и неразрывная связь с землей; невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Эксперт в заключение от **/**/**** пришел к выводу, что нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: ...., д. ...., .... соответствует строительным нормам и правилам. Его эксплуатация не создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Несущие    и ограждающие конструкции    здания, согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», находятся в работоспособном состоянии. Дефекты и повреждения (трещины, перекосы частей здания и т. д), свидетельствующие о снижении их работоспособности, надежности и эксплуатационной непригодности не имеются, несущая способность конструкций зданий обеспечивается. В соответствии с установленным техническим состоянием строительных конструкций, включая грунтовое основание, эксплуатация данного здания при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений.

Строительные конструкции нежилого здания находятся в техническом состоянии, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части, что соответствует требованиям Федерального закона от **/**/**** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на **/**/****)» (с внесенными измен.), статья 7 «Требования механической безопасности».

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено нежилое здание, расположен в зоне объектов транспортной инфраструктуры (П-3), что следует из Правил землепользования и застройки Карлукского муниципального образования, утвержденных решением Думы Карлукского МО от **/**/**** /дсп (в редакции от **/**/**** /ДСП). Параметры спорной постройки в полном объёме соответствуют предельным значениям, установленным в зоне объектов транспортной инфраструктуры (П-3) с видом разрешенного использования 4.9.1. - объекты придорожного сервиса.

Из заключения кадастрового инженера от **/**/**** следует, что нежилое здание расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером .

**/**/**** вступили в силу изменения в п. 7.1 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», которым установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от **/**/**** № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - ФЗ «Об охране озера Байкал») Байкальская природная территория - территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Статьей 5 ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии со статьей 3 которого экологическая экспертиза основывается, в том числе, на принципах презумпции потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности экологической экспертизы.

Таким образом, обязанность доказывания экологической безопасности хозяйственной деятельности возлагается законом на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.

Несмотря на то, что положительное заключение государственной экологической экспертизы для проектной документации спорного объекта истцом не получалось, в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела в материалы дела было представлено заключение специалиста ООО Бюро экспертиз «Вектор» от **/**/**** , из которого следует, что нежилое здание, расположенное по адресу: нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: .... соответствует строительным нормам и правилам. Его эксплуатация не создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Оснований не доверять представленному заключению у суда не имеется.

Учитывая изложенное, при установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возведение истцом объекта капитального строительства «одноэтажного нежилого здания, общей площадью 93,7 кв.м., расположенного по адресу: ....», без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешения на строительство, является самовольной постройкой, при этом не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о признании за истцом права собственности на самовольное строение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Карлукского муниципального образования о признании права на самовольную постройку - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на объект капитального строительства - одноэтажное нежилое здание, общей площадью 93,7 кв.м., расположенное по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                                 Д.И. Столповская

В окончательной форме решение принято **/**/****.

2-1155/2023 ~ М-6276/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулавская Анастасия Сергеевна
Ответчики
Администрация Карлукского муниципального образования
Другие
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Загородникова Алена Григорьевна
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Столповская Д.И.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
30.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2022Передача материалов судье
10.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Подготовка дела (собеседование)
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее