Дело № 2-85/2024 копия
УИД 59RS0032-01-2024-000065-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2024 года г. Очер, Пермский край
Очерский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Козловой В.А.
при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,
с участием истца Носкова М.Ф.,
представителя истца Колчанова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носкова Михаила Фёдоровича к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании права собственности на недвижимое имущество, в силу приобретательной давности,
установил:
Носков М.Ф. обратился в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края о признании права собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, д. Егорово, <адрес>.
возложить обязанность на Очерский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по <адрес> Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности Носкова Михаила Фёдоровича жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером <адрес> и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, д. Егорово, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что 23.09.2003 Носков М.Ф. приобрел по расписке у Колчановой Глафиры Фёдоровны жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м. и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, д. Егорово, <адрес>. С момента приобретения в собственность жилого дома и земельного участка, он проживает в нём с семьей, использует земельный участок по назначению, то есть, открыто, непрерывно, добросовестно пользуется недвижимым имуществом, следит за его сохранностью.
Истец Носков М.Ф. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал. Пояснил, что с сентября 2003 года он проживает с семьей в жилом дома по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, <адрес> <адрес>. До 2004 года у дома был другой адрес: д. Егорово, <адрес>ёжная, <адрес>, затем изменен порядок адресного хозяйства постановлением администрации Кипринского сельского совета, домовладению был присвоен адрес: д. Егорово, <адрес>. С момента владения жилым домом и земельным участком претензий со стороны продавца, её родственников, наследников не было.
Представитель истца Колчанов С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что при совершении сделки Колчанова Глафира Фёдоровна передала Носкову М.Ф. правоустанавливающие документы на жилой дом: свидетельство о собственности № 17 от 21.01.1993, в котором указано, что Колчанова Глафира Фёдоровна является собственником квартиры с надворными постройками с земельным участком 0,44 га, находящимся по адресу: д. Егорово, <адрес>, технический план здания. При обращении Носкова М.Ф. в Управление Росреестра по <адрес> в государственной регистрации недвижимого имущества было отказано. Указанным жилым домом и земельным участком, на котором расположен жилой дом, истец распоряжается открыто и непрерывно, следит за его сохранностью, производит оплату коммунальных услуг. За период пользования домом претензий со стороны третьих лиц не поступало, право собственности на жилой дом не зарегистрировано.
Представитель ответчика администрации Очерского городского округа <адрес> ФИО3 не возражает против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в судебном заседании участие не принимали, уведомлен, просил рассмотреть дело без его участия. В суд направил отзыв на иск, в котором указано, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержит информация в отношении жилого дома, назначение: жилое, площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером № при этом, адрес объекта указан: <адрес>, д. Егорово, <адрес>ёжная, <адрес>. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №. Сведения о правах и ограничениях отсутствуют,
земельный участок, площадью 0,44 га, расположенный по адресу: <адрес>, д. Егорово, <адрес>, на государственном учете не состоит. Поскольку спорный объект (земельный участок) отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости, не определен в качестве индивидуально – определенной вещи, для осуществления регистрации прав, в том числе по решению суда, необходимо осуществить государственный кадастровый учет объекта на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке. Возражают против удовлетворения требования об обязании третьего лица зарегистрировать право собственности. Поскольку, право собственности регистрируется по решению суда при предоставлении в общем порядке документов на жилой дом и земельный участок, межевой план, технический план.
Свидетель Поносов П.Г. в судебном заседании пояснил, что присутствовал 23.09.2003 при совершении сделки между Носковым М.Ф. и Колчановой Глафирой Фёдоровной, которая передала Носкову М.Ф. жилой дом и земельный участок по адресу: д. Егорово, <адрес>, ранее адрес дома был д. Егорово, <адрес> <адрес>, а Носков М.Ф. передал Колчановой Глафире Фёдоровне денежные средства. Сделку оформили распиской. После чего, Носков М.Ф. вселился с семьей в жилой дом, где проживает до настоящего времени, произвел ремонт дома, возвел надворные постройки, обрабатывает земельный участок, на котором расположен жилой дом. Колчанова Глафира Фёдоровна после передачи Носкову М.Ф. жилого дома выехала к родственникам, своей семьи у неё не было.
Свидетель Плотников С.Е. в судебном заседании пояснил, что Носков М.Ф. с семьей проживает в доме по адресу: д. Егорово, <адрес> 2003 года по настоящее время. Ранее в доме проживала Колчанова Глафира Фёдоровна, которая после продажи дома Носкову М.Ф., выехала в другой регион к родственникам.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Носков М.Ф. приобрел у Колчановой Глафиры Фёдоровны по расписке жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, д. Егорово, <адрес>, сумма простой письменной сделки составила 8 500 рублей. Расписка составлена в присутствии свидетелей ФИО6, ФИО4 (л.д. 5).
При совершении сделки ФИО10 Глафира Фёдоровна передала Носкову М.Ф. правоустанавливающие документы: свидетельство о собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что ФИО10 Глафира Фёдоровна является собственником квартиры с надворными постройками с земельным участком 0,44 га, находящимся по адресу: д. Егорово, <адрес>, технический план здания (л.д. 6).
Кроме того, Колчановой Глафире Фёдоровне на основании решения Кипринского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок, площадью 0,44 га, по адресу: <адрес>, д. Егорово, разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 17,18-19).
Постановлением администрации Кипринского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № изменен порядок адресного хозяйства в д. Егорово, переименованы улицы, в том числе, <адрес> (л.д. 20-21).
Согласно сведений отдела ЗАГС администрации Очерского городского округа, свидетельства о смерти, ФИО10 Глафира Фёдоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 30).
Из ответов нотариусов Очерского городского округа <адрес> ФИО7, ФИО8, представленных на запрос суда следует, что сведениями о наследниках и наследственном имуществе Колчановой Глафиры Фёдоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не располагают.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержится информация в отношении жилого дома, назначение: жилое, площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером 59:26:1340101:8, при этом, адрес объекта указан: <адрес>, д. Егорово, <адрес>ёжная, <адрес>. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный №. Сведения о правах и ограничениях отсутствуют,
земельный участок, площадью 0,44 га, расположенный по адресу: <адрес>, д. Егорово, <адрес>, на государственном учете не состоит, спорный объект (земельный участок) отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 14-15).
Согласно ответа администрации Очерского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, д. Егорово, <адрес>, пользуется открыто, непрерывно, добросовестно Носков М.Ф. с семьей с сентября 2003 года, оплачивает коммунальный услуги (л.д. 29).
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК Российской Федерации).
Согласно с пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно статьей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, как принадлежащее на праве собственности другому лицу, так и на бесхозяйное имущество.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В абзаце 3 пункта 16 разъяснено, что в силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Давностный владелец может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого имуществом владели правопредшественники, универсальным или сингулярным правопреемником которых является давностный владелец.
Представленными в материалы дела квитанциями об оплате коммунальных платежей на спорное имущество, платежи по которым вносились Носковым М.Ф. за Колчанову Глафиру Фёдоровну, а также показаниями свидетелей Поносова П.Г., Плотникова С.Е. пояснившими, что Носков М.Ф. приобрел по расписке указанный в иске жилой дом и земельный участок с сентября 2003 года, после совершении сделки въехал с семьей в жилое помещение, использует земельный участок по назначению, после чего пользуется спорным недвижимым имуществом добросовестно, открыто и непрерывно как своим собственным, претензий со стороны родственников Колчановой Глафиры Фёдоровны, иных лиц, Носкову М.Ф. по владению спорным имуществом, не поступали.
Таким образом, Носков М.Ф. приобрел право собственности на указанное в иске недвижимое имущество по основаниям статей 218, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом, требования о возложении обязанности на Очерский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Пермскому краю Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности Носкова Михаила Фёдоровича жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, д. Егорово, <адрес>, удовлетворению не подлежат, поскольку в силу части 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом, то есть не только решения суда, но и на основании заявления, межевого и технического планов. Кроме того, земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости, который не определен в качестве индивидуально – определенной вещи, для осуществления регистрации прав.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Носкова Михаила Фёдоровича удовлетворить частично.
Признать за Носковым Михаилом Фёдоровичем право собственности на жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, д. Егорово, <адрес>, в силу приобретательной давности.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Очерский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Пермскому краю Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о праве собственности Носкова Михаила Фёдоровича жилой дом, общей площадью 41,3 кв.м., с кадастровым номером № и земельный участок, площадью 0,44 га., расположенные по адресу: <адрес>, Очерский городской округ, д. Егорово, <адрес>, отказать.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пермском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы через Очерский районный суд Пермского края.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2024 года.
Судья
Копия верна: судья В.А. Козлова