УИД: 29RS0024-01-2019-000453-89
Дело № 2-556/2019
23 апреля 2019 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре Корелине М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Павлова Дмитрия Аркадьевича к обществу с ограниченной ответственностью «САРО» о возложении обязанности исполнить предписание,
установил:
Государственная жилищная инспекция Архангельской области в интересах Павлова Д.А. обратилась в суд с иском к ООО «САРО» о возложении обязанности исполнить предписание, а именно устранить нарушение нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в жилом <адрес> в г. Архангельске, неисправность системы отопления (неисправность системы отопления в вышеуказанной квартире (отопительный прибор находится в нерабочем, холодном состоянии)).
В обоснование иска указано, что по обращению жителей <адрес> в г. Архангельске государственным жилищным инспектором проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «САРО» на предмет соблюдения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом в части содержания и ремонта общего имущества, предоставления коммунальных услуг по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений вышеуказанного дома. При проведении проверки были установлены следующие нарушения, в числе прочих: - нарушение нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в жилом <адрес> в г. Архангельске, а именно: температура воздуха в жилом помещении <адрес> составила +20,6°С (угловой комнате); - неисправность систем отопления (неисправность системы отопления в вышеуказанной квартире (отопительный прибор находится в нерабочем, холодном состоянии)). По результатам проверки ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № по устранению выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором установлено ненадлежащее исполнение законного предписания Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. В отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ. Ответчик имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную государственной жилищной инспекцией <адрес>. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ №р/Л1 ответчик является управляющей организацией <адрес> в <адрес> и обязуется по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, предоставлять собственникам и пользователям коммунальные услуги. Непринятие ответчиком мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства приводит к нарушению прав граждан на жилище и на благоприятный микроклимат в жилых помещениях.
Представитель Государственной жилищной инспекции Архангельской области Савелова М.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске. В судебном заседании уточнила требование относительно устранения неисправности системы отопления, указав, что просит привести отопительный прибор в <адрес> в <адрес> в рабочее состояние.
Истец Павлов Д.А., надлежащим образом извещавшийся о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Корреспонденция вернулась за истечением срока хранения
Ответчик ООО «САРО», надлежащим образом извещавшийся судом, в суд представителя не направил. Корреспонденция вернулась за истечением срока хранения.
Как указано в п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз.2 п.67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
В п.68 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, учитывая, что применительно к ч.2 ст.117 ГПК РФ, абз.2 п.1 ст.165.1 ГК РФ, с учетом положений ч.4 ст.1 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции по адресу регистрации по месту жительства, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела, суд посчитал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному Постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 № 110-па (далее - Положение) Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Осуществляя вышеуказанный надзор, Государственная жилищная инспекция Архангельской области вправе проводить проверки, в том числе не предмет соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пп. 1 п. 8 Положения).
В силу п. 7 Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению государственного жилищного надзора на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013 № 643-пп государственные жилищные инспекторы при исполнении государственной функции вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 4 ст. 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту - Правила №354).
В соответствии с пп. «д» п. 3 Правил №354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг.
В соответствии с пп. «е» п. 4 Правил №354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, согласно которому нормативная температура воздуха в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C).
Пунктом 6 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Подпунктом «а» п. 31 Правил №354 установлено, что исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
Согласно Правилам № 354, исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ и п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 2, 6 Правил №491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п.11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно положениям раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, установлено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений (п.19 Минимального перечня).
Судом установлено, что управление многоквартирным домом <адрес> в <адрес> в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет ООО «САРО» (ранее – ООО «Поморье»).
По условиям договора управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность (п.1.1 договора).
Таким образом, ООО «САРО» является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, и является исполнителем коммунальных услуг для граждан.
На основании распоряжения руководителя ГЖИ АО от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая, выездная проверка ООО «САРО» с целью рассмотрения обращения гражданина, проживающего в <адрес> в <адрес>, с жалобой на нарушение нормативов предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, на ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт № и вынесено предписание № об устранении нарушений:
- нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в жилом <адрес> в <адрес>, а именно: температура воздуха в жилом помещении <адрес> составила +20,6°С (угловой комнате);
- неисправности систем отопления (неисправность системы отопления в вышеуказанной квартире (отопительный прибор находится в нерабочем, холодном состоянии)).
Предписание ГЖИ АО не обжаловалось.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка выполнения указанного выше предписания, в ходе которой установлено, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ п. 1,2 предписания не выполнены.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о выявленных нарушениях.
По факту неисполнения предписания в установленный срок в отношении ООО «САРО» составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что непринятие ООО «САРО» мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства приводит к нарушению прав граждан на жилище, на благоприятный микроклимат в жилых помещениях, предусмотренных п. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 40,42 Конституции РФ.
Согласно п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования ГЖИ АО к ООО «САРО» о возложении обязанности исполнить предписание.
С учетом положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Государственной жилищной инспекции Архангельской области в интересах Павлова Дмитрия Аркадьевича к обществу с ограниченной ответственностью «САРО» о возложении обязанности исполнить предписание удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «САРО» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, а именно устранить:
- нарушение нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по отоплению гражданам, проживающим в жилом <адрес> в <адрес>, а именно: температура воздуха в жилом помещении <адрес> составила +20,6°С (угловой комнате);
- неисправность систем отопления путем приведения отопительного прибора в <адрес> в <адрес> в рабочее состояние.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «САРО» в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2019 г.