Дело №2-1317/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2024г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Кудряшова А.В.
при секретаре Дедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего Москаева Семена Александровича к Министерству здравоохранения Смоленской области, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» о возложении обязанности по организации обеспечения изделиями медицинского назначения,
у с т а н о в и л:
прокурор Ленинского района г.Смоленска, уточнив требования, обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Москаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству здравоохранения Смоленской области и ОГБУЗ «Детская клиническая больница» о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению Москаева С.А. концентратором кислорода стационарным (код №) с уровнем шума не более 40 Дб и концентратором кислорода портативным, потоковым (код №), сославшись на то, что Москаев является ребенком-инвалидом и страдает бронхолегочной дисплазией, возникшей в перинатальном периоде тяжелой степени тяжести, в связи с чем решением врачебного консилиума признан нуждающимся в паллиативной помощи с применением указанных медицинских изделий, которыми он до настоящего времени бесплатно не обеспечен.
Представитель прокуратуры Новикова О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения Смоленской области Сидоренкова Я.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Законный представитель несовершеннолетнего Москаева С.А. – Москаева Н.Ю., ОГБУЗ «Детская клиническая больница» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области, извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п.1 ст.24). Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b п.2 ст.24).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п.1, 2 ст.7).
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст.4 указанного Закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии п.9 ст.6.1 и подп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к числу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отнесены дети-инвалиды, в состав предоставляемого которым набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, а также медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как предусмотрено ч.4 ст.36, ч.15 ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Концентратор кислорода стационарный (код 191160) и концентратор кислорода портативный (код 113810) включены в Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому, утв. приказом Минздрава России от 31.05.2019 №348н.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктами 1, 2 ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются при амбулаторном лечении лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям) по рецептам врачей бесплатно.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в числе прочего организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 №114-з «О здравоохранении в Смоленской области» обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с федеральным и областным законодательством организует уполномоченный орган в сфере здравоохранения, которым на территории Смоленской области является Министерство здравоохранения Смоленской области.
По правилам п.п.3.3.13, 3.3.18, 3.3.29, 3.3.20 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утв. постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13, в функции Министерства в числе прочего входит: организация обеспечения отдельных групп населения необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно; закупки (в том числе осуществляет организацию определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения Смоленской области лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Москаев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом (инвалидность установлена ДД.ММ.ГГГГ), страдает бронхолегочной дисплазией, возникшей в перинатальном периоде, тяжелой степени тяжести (осложнение основного заболевания – дыхательная недостаточность 2 степени) и состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Детская клиническая больница».
С рождения состояние ребенка расценивалось как тяжелое, отмечались выраженные дыхательные расстройства, проводились реанимационные мероприятия, длительно находился на ИВЛ с формированием БЛД и тяжелой кислородной зависимостью. Москаеву С.А. рекомендована респираторная поддержка – подача увлажненного кислорода.
Решением консилиума врачей ГБУЗ г.Москвы «Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им.В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г.Москвы» от ДД.ММ.ГГГГ Москаев С.А. признан нуждающимся в паллиативной помощи.
Согласно выписке из истории болезни ОГБУЗ «Детская клиническая больница» Москаеву С.А. выдано заключение врачебной комиссии для приобретения медицинских изделий для использования на дому от ДД.ММ.ГГГГ №№.
На основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУЗ «Детская клиническая больница» и Москаевой Н.Ю., действующей в интересах несовершеннолетнего Москаева С.А., договора последнему во временное пользование предоставлено медицинское оборудование: аспиратор CAMI, концентратор Perfecto 2 и пульсоксиметр MD300M.
Приказом Министерства здравоохранения Смоленской области от 01.03.2023 №257 ОГБУЗ «Детская клиническая больница» выделены денежные средства в размере 835 190 руб. для приобретения Москаеву С.А., в том числе стационарного концентратора кислорода (код изделия 191160) и портативного концентратора кислорода (код изделия 113810), предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому.
ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУЗ «Детская клиническая больница» осуществлена поставка концентратора кислорода портативного (HORIZON P5»), а ДД.ММ.ГГГГ – концентратора кислорода стационарного (Armed 7F-5L). Указанные медицинские изделия были переданы для использования на дому Москаевой Н.Ю., а ДД.ММ.ГГГГ концентраторы кислорода портативный и стационарный возвращены по причине большого уровня шума при работе концентратора кислорода стационарного, а также по причине технических характеристик концентратора кислорода портативного (работа в импульсном режиме).
Как следует из письма ОГБУЗ «Детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ состояние ребенка расценивается как среднетяжелое за счет дыхательных расстройств, неврологической симптоматики. Ребенок пребывает в режиме отдаленной масочной оксигенации со скоростью потока кислорода 2 л/мин. Без дополнительной подачи кислорода может находиться в стабильном состоянии не более 10 мин. Использование концентратора кислорода с импульсным режимом работы (HORIZON P5») Москаеву С.А. не показано.
Согласно оценке врачебной комиссии ОГБУЗ «Детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ от использования Москаевым С.А. портативного концентратора кислорода «HORIZON P5» следует воздержаться, поскольку импульсный режим работы аппарата не обеспечивает оксигенацию в период апное и брадипное.
Протоколом врачебной комиссии ДПО №4 ОГБУЗ «Детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ №№ установлена нуждаемость Москаева С.А. по жизненным показаниям в обеспечении медицинскими изделиями для получения респираторной поддержки, а именно: стационарный концентратор кислорода (код 191160) с уровнем шума не более 35 ДБ, производительностью кислорода 5 литров в минуту с возможной подачей кислорода от 1 до 5 литров в минуту, и концентратор кислорода портативный потоковый (код 113810).
Из объяснений матери несовершеннолетнего Москаева С.А. – Москаевой Н.Ю. и материалов дела следует, что ребенок является очень возбудимым; во время осмотра врачом ООО «Медицинский Центр «УЗИ+» при попытке удалить слизь из ротовой полости электроотсосом на звук отсоса выдал общее двигательное, хаотичное беспокойство и продолжительный обсанс с падением сатурации кислорода, в связи с чем рекомендован строгий охранительный режим от резких звуков. В настоящее время малолетний в соответствии с договором безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен аспиратором CAMI и стационарным концентратором кислорода Armed 7F-5L.
В ходе рассмотрения дела право ребенка на обеспечение концентратором кислорода стационарным (код 191160) с уровнем шума не более 40 Дб и концентратором кислорода портативным, потоковым (код 113810), а также его нуждаемость в этом, Министерством здравоохранения Смоленской области не оспаривались.
Вместе с тем в настоящее время Москаев С.А. не обеспечен названными изделиями медицинского назначения, что нарушает его права на своевременную медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.
Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 №816-О-О).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд возлагает на Министерство здравоохранения Смоленской области обязанность по организации обеспечения Москаева С.Ал., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, концентратором кислорода стационарным (код 191160) с уровнем шума не более 40 Дб и концентратором кислорода портативным, потоковым (код 113810).
В удовлетворении иска к ОГБУЗ «Детская клиническая больница» надлежит отказать, поскольку данное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска, предъявленные в интересах несовершеннолетнего Москаева Семена Александровича, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Смоленской области организовать обеспечение Москаева Семена Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, концентратором кислорода стационарным (код 191160) с уровнем шума не более 40 Дб и концентратором кислорода портативным, потоковым (код 113810).
В удовлетворении иска к ОГБУЗ «Детская клиническая больница» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г.Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 2024 |
УИД: 67RS0002-01-2023-007269-97
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-1317/2024