Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1233/2024 (2-5479/2023;) ~ М-4765/2023 от 27.12.2023

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2023-006074-50

Дело № 2-1233/2024 (2-5479/2023;)

З А О Ч Н О Е             Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    20 марта 2024 год    город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при    секретаре судебного заседания Севрюгиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению     Департамента труда и социальной защиты населения г.Севастополя к Автомоновой Ольге Александровне о взыскании денежных средств

установил:

Истец Департамент труда и социальной защиты населения г.Севастополя обратился в суд с исковыми требованиями к Автомоновой Ольге Александровне о взыскании денежных средств и просил: взыскать в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя с Автомоновой Ольги Александровны сумму выплаченной ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 219827 рублей (двести девятнадцать тысяч восемьсот двадцать семь) рублей 00 копеек.

Требования мотивированы неисполнением Автомоновой О.А. условий социального контракта и использованием социального пособия на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации.

В судебное заседание стороны не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором представитель не возражал против принятия заочного решения.

Суд определил рассматривать дело в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 3 Закона города Севастополя от 26.12.2014 года №94-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополе» (далее-Закон) Государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом оказывается в виде выплаты социального пособия либо назначается на основании социального контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 4 указанного Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации.

Согласно части 1 и 2 статьи 6 Закона города Севастополя от 26.12.2014 года №94-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополе» государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателей государственной социальной помощи в городе Севастополе (далее - орган социальной защиты населения).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Частями 2, 4 статьи 7 Закона установлено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятия. Размер, порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также типовая форма социального контракта устанавливаются исполнительным органом города Севастополя, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.

Согласно пункту 2.1. статьи 10 Закона орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами города Севастополя. (Дополнен - Закон города Севастополя.

Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 01.06.2021 N 250 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта (Порядок)

Пунктом 2 порядка предусмотрено, что источником финансового обеспечения выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с настоящим Порядком являются средства бюджета города Севастополя, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставляемой бюджету города Севастополя на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляются Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент) в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета города Севастополя и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Департаменту на соответствующий финансовый год.

Пунктом 43 Порядка предусмотрены случаи досрочного расторжения социального контракта с получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта: 1) прекращение трудового договора (увольнение) с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "а" пункта 2 Перечня мероприятий; 2) прекращение прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпунктах "а" - "в" пункта 2 Перечня мероприятий; 3) прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности (снятие с учета) в период действия социального контракта - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "б" пункта 2 Перечня мероприятий; 4) невыполнение получателем (членами семьи получателя) государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "г" пункта 2 Перечня мероприятий; 5) использование полученного социального пособия на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпунктах "б" - "г" пункта 2 Перечня мероприятий; 6) представление получателем государственной социальной помощи недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпункте "г" пункта 2 Перечня мероприятий; 7) непредставление получателем государственной социальной помощи отчета о выполнении программы социальной адаптации в срок, установленный программой социальной адаптации, без уважительных причин, указанных в 33 настоящего Порядка; 8) выезд семьи (одиноко проживающего гражданина) на новое место жительства (пребывания) за пределы города Севастополя; 9) смерть получателя государственной социальной помощи; 10) заявление получателя о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с невыполнением заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, указанных в пункте 33 настоящего Порядка; 11) назначение получателю государственной социальной помощи наказания в виде лишения свободы.

Согласно пункту 45 Порядка в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 11 пункта 43 настоящего Порядка, выплата социального пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором указанные обстоятельства наступили.

Суммы выплаченного социального пособия возвращаются получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта (в случае спора - взыскиваются в судебном порядке) в полном объеме за весь выплаченный период в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 5 пункта 43 настоящего Порядка.

Пунктом 49 Порядка предусмотрено, что при невнесении получателем суммы выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, Департамент обращается в судебные органы с иском о взыскании с получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта указанных сумм.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Автомонова О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, предоставив бизнес-проект «Студия SEVernоe сияние» по эстетической коррекции волосяного покрова и коррекции фигуры». Программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина (далее -Программа) были предусмотрены следующие затраты на выполнение мероприятий Программы (приобретение): аппарат для удаления волос (необходимая сумма – 92100,00 рублей); аппарат для прессотерапии (необходимая сумма – 37800 рублей); стабилизатор напряжения (необходимая сумма (11500 рублей); косметика для тела (6200 рублей); ноутбук (16000 рублей); МФУ0принтер (сумма 4400 рублей); пылесос (7000 рублей); зеркало напольное (2500 рублей); оплата за обучение (35000 рублей); оплата аренды помещения за 3 месяца (37500 рублей). В совокупности размер государственной социальной помощи на основании социального контракта для Автомоновой О.А. составил 250000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и Автомоновой О.А. заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с которым Департамент обязался оказать Автомоновой О.А. социальную помощь при реализации мероприятия на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а Автомонова О.А. должна реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в целях стимулирования активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации

Согласно пункту 8.1. социального контракта срок действия контракта по ДД.ММ.ГГГГ.

Денежные средства перечислены Автомоновой О.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно объяснительной Автомоновой от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленным документам не были выполнены    следующие мероприятия социальной адаптации:

Вместо аппарата для удаления волос были приобретены 3 аппарата по коррекциии фигуры стоимостью; вместо стабилизатора напряжения ( были приобретены обогреватель Polaris, автовыключатель, кабель питания; не приобретен ноутбук; вместо МФУ-принтера приобретены стеллажи; вместо пылесоса приобретен бойлер (ЭВН – электрический водонагреватель).

Также Автомоновой О.А. не представлены платежные документы, подтверждающие оплату аренды нежилого помещения, диплом о прохождении профессиональной подготовки по программе «Косметик-Эстетист», превышены суммы заявленных расходов на приобретение косметических средств, напольного зеркала

Общая сумма денежных средств к возврату, выплаченных по социальному контракту, составляет 219827 рублей.

Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт с Автомоновой О.А. расторгнут в связи с невыполнением условий. Уведомление о расторжении направлено в адрес ответчика 28.11.2022        и повторно ДД.ММ.ГГГГ года

Однако денежные средства до указанного времени ответчиком не возвращены.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением мер социальной поддержки отдельными категориями граждан, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного выше суд приходит к выводу, что истцом доказано недобросовестность ответчика, получившей меры социальной поддержки, однако израсходовавшей их на непредусмотренные контрактом нужды, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению

На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит уплате государственная пошлина в размере 5398 рублей

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Автомоновой Ольги Александровны в пользу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя сумму выплаченной    государственной социальной помощи на основании социального контракта в сумме 219827 рублей (двести девятнадцать тысяч восемьсот двадцать семь) рублей 00 копеек.

Взыскать с Автомоновой Ольги Александровны     в доход бюджета судебные расходы в размере 5398 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.

Решение принято в окончательной форме 27 марта 2024 года.

Председательствующий:

Судья        /подпись/                Е.П. Матюшева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1233/2024 (2-5479/2023;) ~ М-4765/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя
Ответчики
Автомонова Ольга Александровна
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Матюшева Екатерина Петровна
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее