Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-48/2023 от 26.05.2023

    Мировой судья Апразов М.М.                                                  Дело № 11-48/2023

91МS0043-01-2022-001022-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    11 июля 2023 года

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лобановой Г.Б.,

при секретаре судебного заседания Алиевой Н.Р.,

           представителей ответчика Курепиной З.В. - Яценко С.А., Фадеева О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу на решение мирового судьи судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к Курепиной Зинаиде Васильевне, Поповой Елене Николаевне, третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «Единая Народная Управляющая Компания», Филиал Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в городе Евпатория о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и пени,

                                                   УСТАНОВИЛ:

                        Истец Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> обратился в суд с уточненным иском к ответчикам Курепиной З.В., Поповой Е.Н., о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Свои требования мотивирует тем, что истец является централизованным поставщиком тепловой энергии в <адрес>, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления.

                        Ответчики являются потребителями тепловой энергии, проживающими в квартире многоквартирного дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, потребляли тепловую энергию для обогрева помещения общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (МКД).

                        Переход отдельных жилых помещений в МКД с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в МКД.

                      Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь МКД

как единый теплотехнический объект, в который поступает тепловая энергия с целью отопления помещений этого дома - и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления.

         Таким образом, собственники помещений в МКД обязаны производить оплату тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и для обогрева мест общего пользования МКД.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 5336 руб. 90 коп. Также ответчику за просрочку оплаты начислены пени в размере 202,60 руб.

             Истец считает, что хотя договор на предоставление услуг по теплоснабжению с ответчиком не заключен, у ответчика возникли обязательства по оплате за услуги теплоснабжения, в связи с фактическим потреблением тепловой энергии. Также истец считает, что наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальным проектом постройки многоквартирного дома, поэтому предоставление услуги по отоплению в многоквартирном доме гражданам, является обязательным условием содержания такого дома. Акт готовности дома к отопительному сезону является, по мнению истца, доказательством поставки тепловой энергии в адрес потребителя.

    Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Попова Елена Николаевна.

    ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) по делу было вынесено заочное решение. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу в том же составе суда.

    Определением мирового судьи, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Единая народная управляющая компания».

    Определением мирового судьи, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Филиал ГУП РК «Крым БТИ» в городе Евпатория.

    С учетом уточненных исковых требований, истец просит:

    - взыскать согласно доли в праве собственности с Курепиной Зинаиды Васильевны, Поповой Елены Николаевны в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в городе Евпатория задолженность за потребленную тепловую энергию для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД расположенного по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 336 руб. 90 коп., пеню без учета моратория в размере 202,60 руб.; судебные расходы в размере 400 рублей.

        ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением суда, истец ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, а также возместить несение расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000руб.                          В обоснование апелляционной жалобы указал, что разрешая спор, мировой судья не правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, согласно положениям статьи 67 ГПК РФ судьей не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не правильно применены нормы материального права.

        Представитель ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУРП РК «Крымтеплокоммунэнерго» не прибыл в судебное заседание, извещен надлежащим образом, заявление об отложении заседания назначенного на ДД.ММ.ГГГГ не поступало.

         Представители ответчика Курепиной З.В. - Яценко С.А., Фадеев О.Ф., просили оставить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.

    Ответчики Курепина З.В., Попова Е.Н., третьи лица ООО «Единая Народная Управляющая Компания», Филиал ГУП «Крым БТИ» в городе Евпатория не прибыли в судебное заседание, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела. Последний направил ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя.

Исходя из содержания нормы ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Согласно части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отмене решения мирового судьи Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

В силу ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;                     4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания; 7) нарушение правила о <данные изъяты> совещания судей при принятии решения.

В соответствии со ст.ст. 195, 196 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Обоснованным решение признается тогда, когда в нем отражены все имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

С указанным решением мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку выводы мирового судьи, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

        Истец как субъект хозяйствования зарегистрирован на территории Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

       Как следует из материалов дела, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> является централизованным поставщиком тепловой энергии в <адрес>.

Курепина З.В., и Попова Е.Н., являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Курепиной З.В., принадлежит ? доли квартиры, Поповой Е.Н. принадлежит ? доля, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т.1., л.д. 34-39).

Как следует из материалов дела дом, в котором проживают ответчики, является многоквартирным и оснащен системой центрального отопления, о чем свидетельствуют акты готовности к отопительному сезону за период с 2018 г. по 2020 г. (т.1., л.д. 8, 9, 10).

Договор на предоставление услуг по теплоснабжению между истцом и ответчиками не заключен.

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу:                              <адрес> <адрес>, переведена с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии (автономное отопление), то есть, отключена от системы централизованного теплоснабжения, что не оспаривается сторонами (т.1., л.д. 133).

        Таким образом, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> переведена, с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии.

        Согласно п.9 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ                                      «О теплоснабжении», оплата тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

         На протяжении 2018-2020 утверждены тарифы в соответствии с приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ .

Все тарифы отражена в сети интернет на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым: http://gkz.rk.gov.ru.

             Пунктом 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 808 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что для заключения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией заявитель направляет единой теплоснабжающей организации заявку на заключение договора теплоснабжения.

          Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

          Частью 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента, в установленном порядке к присоединенной сети.

           В соответствии с ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в Многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с пп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения                   N к названным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации п.1,2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ                   N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

         Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года                    «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Постановление), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п.6 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Обязательства могут возникать не только из договорных отношений, а и по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно:

Часть 1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Часть 1 ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу п. 1                 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют                       предмет регулирования жилищного законодательства (п.10 и 11 ч.1 ст.4).                                        При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использование и, предусмотрев в                  ст. 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения Количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (ч.1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией РФ, ее ст. 114 (п. "ж" ч. 1) и 115 (ч. 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1708, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, предусматривающие, в том числе, формулы расчета платы за услугу по отоплению при отсутствии потребления данной услуги в конкретном помещении многоквартирного дома.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленными требованиям (п. 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительстве РФ от                   ДД.ММ.ГГГГ N 491).

Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего с имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (пп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; пп. "в" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственников или пользователем (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П).

В зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П, учитывая равную обязанность всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, освобождение собственников, демонтировавших систему отопления, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Из искового заявления и представленного суду расчета следует, что истцом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» во исполнение указанных изменений ответчику начислена плата за тепловую энергию для содержания общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5336,90 руб. (т.1, л.д. 4).

Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что с момента установления факта отсутствия отопления в местах общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственникам квартир с индивидуальным отоплением в указанном доме не начисляется плата за отопление мест общего пользования.

Согласно материалам дела, многоквартирный жилой <адрес> подключен к системе центрального отопления, имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети.

Решение межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования МКД по адресу: <адрес>, принято 29.10.2021г., а исковые требования заявлены по апрель 2021г.

Следовательно, обстоятельства, установленные указанным протоколом, с учетом заявительного характера обращения за изменениями порядка начисления за предоставленную услугу по теплоснабжению, не относятся к спорному периоду.

Правомерность дальнейших начислений за отопление мест общего пользования по МКД с января 2019г., с учетом представленного ДГХ администрации <адрес> протокола Межведомственной комиссии не является предметом рассмотрения дела.

Расчет истца соответствует требованиями абзацем вторым пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3, 3(6) приложения к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (т.1.,л.д.139-140), при этом вышеуказанные формулы не признаны неконституционными.

    Представленный истцом расчет задолженности, суд находит арифметически верным, произведенным в соответствии с Правилами и особенностями многоквартирного дома.

Предусмотренный абзацем вторым пункта 42 (1) Правил , порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021г. -П также следует, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Поручением Главы Республики Крым от 12.08.2021г. было определено сформировать межведомственные комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования МКД.

Руководителям теплоснабжающих организация Республики Крым рекомендовано предоставленные потребителями тепловой энергии заявления и протоколы заседаний межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования МКД принимать как основание для изменения порядка начисления за предоставленную услугу по теплоснабжению в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ с даты предоставления таких заявлений.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована межведомственная комиссия по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирного дома.

        Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что 1 из 1 подъездах многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют приборы отопления в местах общего пользования многоквартирного дома.

При этом, в материалах дела не имеется и суду не представлено доказательств того, что МКД изначально не предусматривал отопление в местах общего пользования, или осуществление демонтажа приборов отопления в соответствии с требованиями законодательства действующими в тот период с внесением изменений в техническую документацию дома. Также нет доказательств факта фиксации отсутствия отопительных приборов в местах общего пользования в период взыскиваемой задолженности.

Апелляционная инстанция соглашается с выводами истца, что несение ответчиками расходов на индивидуальное отопление своей квартиры, не освобождает его от обязанности оплачивать за отопление мест общего пользования, также как и собственников подключенных к системе централизованного отопления, которые кроме оплаты потребленной тепловой энергии по квартире, также обязаны оплачивать тепловую энергию на отопление мест общего пользования. Освобождение собственника спорной квартиры от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений.

Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 808 предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.

В соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

    Представленный истцом расчет пени по договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит арифметически верным, произведенным с учетом моратория начисления пени с ДД.ММ.ГГГГ до 01.01.2021г.

Согласно ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», установлена обязанность собственников (владельцев, нанимателей) квартир, отключенных от системы централизованного отопления, в установленном порядке, оплачивать тепловую энергию, потраченную на общедомовые нужды на отопление.

Частью 1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Часть 2 ст. 401 ГК РФ предусматривает, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Акт готовности дома к отопительному сезону является доказательством поставки тепловой энергии на адрес потребителя.

            В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в т.ч. и потребители тепловой энергии, тепло потребляющие установки, которых подключены к системе теплоснабжения.

Согласно ч. 6 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их тепло потребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению, указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В связи с тем, что добровольно задолженность ответчиками не погашается, истцу, а равно и государству, причиняются убытки - затрудняется своевременность расчетов предприятия с поставщиками энергоресурсов (газ, электричество, жидкое топливо, материалы). Ухудшается наполнение государственного и местного бюджетов со стороны истца, снижается возможность по замене и переоснащению государственного имущества, проведению ремонтных работ и подготовки к очередному отопительному сезону.

Истцом предоставлен расчет задолженности по договору, согласно которому ответчикам начислена задолженность за потребление тепловой энергии для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5336,90 руб. (т.1, л.д. 4).

Суд пришел к выводу, что ответчики, как собственники (наниматели) жилого помещения, обязаны нести расходы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, такая услуга предоставляется, а ответчики её потребляют.

При этом суд обращает внимание, поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, начисление ответчикам платы за услугу отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и не жилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.

Отказ собственников или пользователей помещений многоквартирных домов от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирным дом в целом.

Наличие у ответчиков собственной системы автономного отопления жилых помещений не исключает использование внутридомовой системы отопления.

Согласно представленным материалам дела жильцы многоквартирного дома на прямую заключают договора с теплоснабжающей организацией для отопления жилых домов и встроенных помещений, находящихся на обслуживании управляющей компании, а управляющая компания, в свою очередь, обязуется предоставить жилищную услугу по теплоснабжению - подать ее в каждую квартиру для обеспечения отопления помещения непосредственно потребителей тепловой энергии.

На обслуживании управляющей компании ООО «Единая народная управляющая компания» находится, в том числе и многоквартирный <адрес>. Управляющая компания обязуется производить ремонт, гидропневматическую промывку и гидравлические испытания, находящиеся в управлении внутридомовых систем отопления, осуществлять своевременно государственную поверку приборов учета тепловой энергии. Согласно схеме разграничения эксплуатационной принадлежности (ответственности) тепловой сети по принадлежности ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" определена до внешней стены многоквартирного дома.

Как установлено в судебном заседании многоквартирный жилой <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, показания которого передаются истцу управляющей компанией ООО «Единая народная управляющая компания».

В <адрес> ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, что не оспаривалось сторонами по делу.

Согласно пп. "а" п. 3 раздела 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от            ДД.ММ.ГГГГ N 354, коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно: с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику помещения и проживающим с ним лицам.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками (нанимателями) помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, вышеприведенные нормы права, суд приходит к удовлетворению требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в полном объеме.

Также в соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца подлежит взысканию солидарно с ответчиков госпошлина в размере 3400 рублей.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Апелляционную жалобу Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> – удовлетворить.

Решение Мирового судьи судебного участка Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> к Курепиной Зинаиде Васильевне, Поповой Елене Николаевне, третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «Единая Народная Управляющая Компания», Филиал Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в городе Евпатория о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и пени – отменить.

      Принять по делу новое решение, которым исковые требования Государственного учреждения - Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> - удовлетворить.

Взыскать согласно доли в праве собственности с Курепиной Зинаиды Васильевны, Поповой Елены Николаевны в пользу Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> задолженность за потребленную тепловую энергию для обогрева помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества МКД <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5336,90 рублей, пени в размере 151,02 рублей, а всего 5487,92 рублей.

Взыскать согласно доли в праве собственности с Курепиной Зинаиды Васильевны, Поповой Елены Николаевны в пользу Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в <адрес> судебные расходы оплаты государственной пошлины в размере 3400 рублей.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

           Председательствующий                        подпись                       Г.Б. Лобанова

11-48/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго"
Ответчики
Попова Елена Николаевна
Курепина Зинаида Васильевна
Другие
Филиал ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатория
Яценко Сергей Алексеевич
Фадеев Олег Филимонович
ООО "Единая Народная Управляющая Компания"
Суд
Евпаторийский городской суд Республики Крым
Судья
Лобанова Галина Борисовна
Дело на странице суда
evpatoriya--krm.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
26.05.2023Передача материалов дела судье
26.05.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
22.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее