дело №
50RS0№-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П., Р. к администрации городского округа <адрес> об обязании построить автомобильную дорогу,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с иском к ответчику с требованиями об обязании администрации городского округа Пушкинский Московской
области до конца 2022 года построить дорогу местного значения с твердым
покрытием, позволяющим использовать круглогодично, в соответствии с
Градостроительным кодексом РФ действующими строительными нормами и
правилами, обеспечивающую проезд к их земельному участку по
земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Пушкинский p-он, <адрес>.
В обоснование иска указано, что в рамках реализации <адрес> № от <дата> «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>» 34 многодетным семьям администрацией <адрес> МО был выдел» земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в селе <адрес>. Истцам, на основании постановления № от <дата> в общую долевую собственность в равных долях предоставлен земельный участок площадь 999 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Пушкинский p-он, <адрес>, уч-к 19 (в настоящее время <адрес>), категория земель - «земли населенных пунктов», разрешение использование- «для индивидуального жилищного строительства». При производстве строительных работ все жители улицы столкнулись тем, что подъездные пути к участку отсутствуют, строительная техника, автомобили со стройматериалами к участку подъехать не могут, в связи с чем начать использовать участок по его разрешенному использованию невозможно. Истцам все-таки удалось построить дом, в котором они в настоящее время проживают, но невозможно детям добираться до школы, кроме того скорая помощь не могла к ним проехать и ребенка пришлось нести на носилках до скорой помощи. Не сможет так же в случае необходимости проехать и пожарная техника. Проезда нет, т.к. кругом глина и вода и как истцы ни пытались, чем-нибудь улучшить проезд ничего не получается. В таких условиях многодетные семьи находятся уже 10 лет. Кроме того, у истцов большие проблемы с освещением. Освещен только центральный проезд <адрес> городского округа МО ответили, что дальнейшие работы по освещению <адрес> возможно будет осуществить после завершения работ по строительству улично-дорожной сети вдоль второй линии участков ( № от <дата>). То есть уже 10 лет истцы живут без освещения улицы и в грязи. И все это связывают со строительством у лично-дорожной сети. В ответе министру образования <адрес> ( <дата> № -исх.) администрация Пушкинского городского округа МО указала, что в рамках муниципальной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2021-2024 год запланировано строительство уличного освещения по указанному адресу со сроком выполнения работ до конца 2022 года. Однако, в муниципальной программе «Формирование современной комфортной городской среды» на 2022- 2026 год: <адрес> отсутствует, видимо новое руководство нового городского округа решило, что освещение истцам ни к чему. В том же ответе указано, что муниципальной программой <адрес> «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2020- 2024 год предусмотрено строительство подъездных дорог к земельным участкам, выделенным для многодетных семей Пушкинского городского округа МО. В 2020 году была разработана проектно-сметная документация по строительству автомобильных дорог к земельным участкам многодетных семей с Ельдигино. В 2021 году запланировано выполнение работ по строительству автомобильных дорог к земельным участкам многодетных семей в <адрес>. В аналогичной муниципальной программе администрации городского округа Пушкинский на 2022-2026 год запланировано строительство этой дороги, но еще 3 года истцы и их дети жить не могут и не хотят в некомфортной городской среде. Истцы не могут зависеть от того как часто меняется администрация и как она расходует средства выделенные на дороги из бюджета. Тем более, что схема расположения земельного участка под дорогу выполнена и поставлена на кадастровый учет (кадастровый номер №).
Истцы П., Р. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности М. против удовлетворения иска возражала, считала заявленные требования преждевременными.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в рамках реализации <адрес> № от <дата> «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в <адрес>» 34 многодетным семьям администрацией <адрес> МО был выдел» земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в селе <адрес>. Истцам, на основании постановления № от <дата> в общую долевую собственность в равных долях предоставлен земельный участок площадь 999 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Пушкинский p-он, <адрес>, уч-к 19 (в настоящее время <адрес>), категория земель - «земли населенных пунктов», разрешение использование- «для индивидуального жилищного строительства».
Как указывают истцы и следует из материалов дела, при производстве строительных работ все жители улицы столкнулись тем, что подъездные пути к участку отсутствуют, строительная техника, автомобили со стройматериалами к участку подъехать не могут, пожарного подъезда нет, освещение отсутствует, в связи с чем начать использовать участок по его разрешенному использованию не представляется возможным.
Согласно Указу Президента РФ от <дата> N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2).
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от <дата> N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками. К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории (за исключением земельных участков, указанных в пункте 7.5 настоящей части) (пункт 7.4 части 1 статьи 13).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от <дата> N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 131-ФЗ) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; а также полномочиями в сфере надлежащего содержания (ремонта) автомобильных дорог местного значения (Федеральный закон от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 257-ФЗ)).
В свою очередь, под "дорожной деятельностью" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ).
Таким образом, не смотря на положения Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента РФ от <дата> N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", строительство дорог по <адрес> до настоящего времени не производится: отсутствуют конструктивные элементы, автомобильной дороги (основание, дорожное полотно, обочина и т.д.), тротуар, освещение, защитные дорожные сооружения, водоотведение и иные элементы обустройства дороги, а также отсутствуют дождеприемники, водоотводные канавы и водосборные непроточные ямы в нарушение требований СП 32.13330.2012 вдоль территорий домовладений, в связи с чем суд приходит к выводу о неисполнении администрацией городского округа <адрес> обязанности по принятию необходимых мер, направленных на обеспечение земельных участков по <адрес> соответствующей транспортной инфраструктурой, водоотведением, следствием чего является нарушением прав и законных интересов граждан, получивших соответствующие земельные участки в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем суд отклоняет возражения ответчика как незаконные и необоснованные.
Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме с установлением срока исполнения удовлетворенных требований – до <дата>, что соответствует обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования П., Р. к администрации городского округа <адрес> об обязании построить автомобильную дорогу удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа <адрес> построить дорогу на <адрес> <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597- 2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" с водоотводящими устройствами в соответствии со строительными нормами и правилами в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>
Судья: