Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Турченко Т.А.,
с участием помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Сулеймановой Э.Н.,
при секретаре Конофьяевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Сеитовский сельсовет» о признании бездействия незаконным и понуждении к действию,
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющий обязанности прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Сеитовский сельсовет» о признании бездействий незаконными и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, и в обоснование своих требований указал, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АО в <данные изъяты> районах ДД.ММ.ГГГГ г. проведена проверка исполнения на территории МО «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области требований природоохранного законодательства, при сборе и складировании бытовых отходов, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В результате обследования установлено что, в <данные изъяты> выявлен участок земель населенного пункта площадью 1 га, на котором несанкционированно складированы твердые бытовые отходы от населения - мусор, стеклобой, полиэтеленовые пакеты, отходы бумаги и сухих веток от обрезки деревьев.
Прокурор считает, что МО «Сеитовский сельсовет», действия по реализации в установленном порядке полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не совершались. МО «Сеитовский сельсовет» в нарушение требований федерального законодательства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», не организовало планово - регулярную систему очистки и удаления бытовых отходов, что способствует образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами территории населенного пункта; не организовало сбор образующихся отходов в процессе жизнедеятельности населения, что приводит к скоплению отходов на почве в неустановленных местах.
Бездействием администрации МО «Сеитовский сельсовет» ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Поэтому прокурор просит признать бездействия МО «Сеитовский сельсовет» незаконным и обязать его устранить нарушения закона в сфере охраны окружающей среды и обязать МО «Сеитовский сельсовет» ликвидировать несанкционированную свалку на территории <данные изъяты>
В судебном заседании помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Сулейманова Э.Н. требования поддержала.
Представитель администрации МО «Сеитовский сельсовет» Яксыбанева З.С. в судебном заседании требования прокурора признала частично, пояснив, что со стороны администрации МО «Сеитовский сельсовет» принимаются меры по зачистки данной территории от мусора, но средств на это недостаточно.
Представитель управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет : право на благоприятную среду; право на получение достоверной информации о её состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами права являются граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
В соответствии со ст. ст. 7 и 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по организации сбора и вывоза отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с требованиями ст. ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-- эпидемиологическом благополучии населения», в почвах городских и сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов не должно превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами; содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Сан ПиН 42-128-4690-88 «Санитарным правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очисти и уборки территорий должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При этом, согласно ст.2 Правил объектами очистки являются территории домовладений, уличные подъезды, площади, скверы, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездными путями для транспорта. Для определения числа устанавливаемых контейнеров для сбора мусора следует исходить из численности населения, норм накопления отходов и сроков их хранения. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (в настоящее время органы Роспотребнадзора).
Частью 1 статьи 7 Закона № 7-ФЗ и пунктом 18 статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями
Исходя из преамбулы данного закона, настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.
При указанных обстоятельствах к полномочиям муниципального образования в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по АО в <данные изъяты> районах проведена проверка исполнения на территории МО «Сеитовский сельсовет» Красноярского района Астраханской области требований природоохранного законодательства, при сборе и складировании бытовых отходов, а также о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В результате обследования установлено что, в <данные изъяты> на котором несанкционированно складированы твердые бытовые отходы от населения - мусор, стеклобой, полиэтеленовые пакеты, отходы бумаги и сухих веток от обрезки деревьев.
Данных обстоятельств не отрицает представитель МО «Сеитовский сельсовет».
Из справки № № ДД.ММ.ГГГГ года территориального отдела управления Роспотребнадзора по Астраханской области в <данные изъяты> районах следует, что на территории МО «Сеитовский сельсовет» обнаружена свалка ТБО (полиэтиленовые пакеты, тканевые отходы, упаковочный материал, сухие ветки деревьев, тара). Общая площадь 1 га, расположена в <данные изъяты>
Как установлено судом, МО «Сеитовский сельсовет» действия по реализации в установленном порядке полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принимает, при этим ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и считает, что бездействие администрации МО «Сеитовский сельсовет» приводит к захламлению территории с.<данные изъяты> несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населенного пункта.
В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ :
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ :