Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1057/2019 ~ М-617/2019 от 16.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 июля 2019 года                             г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1057/2019 по административному исковому заявлению ООО «Карат» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

ООО «Карат» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 962 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного выше нежилого здания определена по состоянию на 16 ноября 2018 года и составляет 30 468 800 рублей 70 копеек.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объекта недвижимости, считает её завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы как плательщика налога на имущество.

Согласно отчёту об оценке от 19 марта 2019 года № 01/19, подготовленному оценщиком ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ», рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 16 ноября 2018 года составляет 11 040 261 рубль 97 копеек.

Будучи не согласным с указанной выше кадастровой стоимостью объекта капитального строительства, 22 марта 2019 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости. Однако, решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО «Карат» было отклонено.

При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 962 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 11 040 261 рубль 97 копеек.

В процессе рассмотрения судом настоящего административного дела ООО «Карат» изменило и уточнило свои требования, просит суд установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 962 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 11 896 145 рублей, в соответствии с заключением эксперта ООО «Бюро оценочных технологий» от 19 июня 2019 года № 2019.06-12.

Представитель административного истца Вяльцева М.В., действующая на основании доверенности от 8 августа 2018 года, в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просит суд рассмотреть дело без ее участия.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве на административный иск, в случае наличия доказательств недостоверности заявляемой рыночной стоимости объекта недвижимости, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых просил оставить административные исковые требования ООО «Карат» без рассмотрения, ссылаясь на то, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером является 6 июня 2011 года и что результаты кадастровой оценки по спорному объекту ранее уже были оспорены в установленном законе порядке.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, проверив дело, полагает административный иск ООО «Карат» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Судом установлено, что ООО «Карат» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 962 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 февраля 2019 года № 63/174/720/2019-356.

Согласно приказу Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год» объект недвижимого имущества с кадастровым номером включен в Перечень под пунктом .

В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (в редакции от 11 апреля 2016 года № 41-ГД) является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Как следует из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 21 мая 2019 года № 9763, нежилое здание с кадастровым номером было поставлено на кадастровый учёт с площадью 944 кв.м.

При этом, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером была определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 6 июня 2011 года составляла 29 898 695 рублей 10 копеек, исходя из площади 944 кв.м. Указанная кадастровая стоимость была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 15 апреля 2012 года.

В рамках отработки заявления о государственном кадастровой учёте изменения объекта недвижимости на основании технического плана здания в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в сведения о площади объекта капитального строительства с кадастровым номером , а именно: площадь изменена с 944 кв.м. на 962 кв.м.

В соответствии с п. 2.2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки осуществлён государственный кадастровый учёт ранее не учтённых объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», в случае изменения площади здания, его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади, при этом определение его кадастровой стоимости осуществляется путём умножения удельного показателя кадастровой стоимости этого здания на его площадь.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером в рамках отработки указанного заявления определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области», исходя из значения площади 962 кв.м., и составила по состоянию на 16 ноября 2018 года 30 468 800 рублей 70 копеек, дата внесения кадастровой стоимости – 19 ноября 2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 февраля 2019 года № 63-00-102/19-123971.

На основании решения Самарского областного суда от 30 января 2019 года по административному делу № 3а-368/2019, в Единый государственный реестр недвижимости была внесена информация о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером площадью 944 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23 апреля 2019 года № 63-00-102/19-344089.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, датой определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером в размере 12 253 081 рубль 25 копеек является дата определения оспариваемой кадастровой стоимости – 6 июня 2011 года, датой внесения сведения является 12 апреля 2019 года, дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 11 сентября 2018 года, датой применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации – 1 января 2018 года.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестра недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьёй, а именно в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленноё решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Кадастровая стоимости нежилого здания с кадастровым номером в размере 29 898 695 рублей 10 копеек используется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в период с 15 апреля 2012 года по 31 декабря 2017 года; кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 12 253 081 рубль 25 копеек – в период с 1 января 2018 года по 15 ноября 2018 года, а кадастровая стоимость указанного выше нежилого здания в размере 30 468 800 рублей 70 копеек – в период с 16 ноября 2018 года по настоящее время.

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 22 марта 2019 года административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости. Однако, решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление ООО «Карат» было отклонено, после чего, 16 апреля 2019 года Общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение ООО «Карат» в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, является обоснованным. Досудебный порядок урегулирования спора соблюдён.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчёт об оценке от 19 марта 2019 года № 01/19, подготовленный оценщиком ООО «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ», из которого усматривается, что объектом оценки являлось нежилое здание с кадастровым номером , итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 16 ноября 2018 года составила 11 040 261 рубль 97 копеек.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Самарской области, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного нежилого здания.

Согласно заключению эксперта ООО «Бюро оценочных технологий» от 19 июня 2019 года № 2019.06-12, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 16 ноября 2018 года составляет 11 896 145 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчёту об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.

Оценивая экспертное заключение ООО «Бюро оценочных технологий» от 19 июня 2019 года № 2019.06-12 по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объекте оценки. Определённая в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке нежилого здания эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного подхода, обоснование выбора используемого подхода к оценке объекта исследования и обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость спорного нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 16 ноября 2018 года составляет 11 896 145 рублей.

Оценивая представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «Бюро оценочных технологий» от 19 июня 2019 года № 2019.06-12.

Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.

Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «Бюро оценочных технологий» от 19 июня 2019 года № 2019.06-12 не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению, в соответствии с результатами судебной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения ООО «Карат» в суд является 16 апреля 2019 года, а в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 22 марта 2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Карат» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 962 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 ноября 2018 года в размере 11 896 145 рублей.

Датой подачи ООО «Карат» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 22 марта 2019 года, в суд – 16 апреля 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 июля 2019 года.

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-1057/2019 ~ М-617/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Карат"
Ответчики
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.04.2019Регистрация административного искового заявления
16.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2019Судебное заседание
23.05.2019Судебное заседание
24.06.2019Производство по делу возобновлено
03.07.2019Судебное заседание
04.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.08.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.08.2019Судебное заседание
30.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее