Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-396/2023 ~ М-307/2023 от 13.04.2023

Дело № 2-396/2023

УИД 05RS0019-01-2023-000446-69

                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 05 июля 2023 года                 

Кизлярский городской суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Морозова В.Н., при секретарях ФИО5, ФИО6 и ФИО7, с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> ФИО8, представителей ответчика Администрации ГО "<адрес>" ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации городского округа "<адрес>" об обязании разработать и утвердить Правила отлова, транспортирования и содержания в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес>, организовать деятельность приюта/питомника по содержанию бродячих бездомных животных,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере безопасного обращения с животными. Отношения в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа. Согласно п. 1789 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 3.3686-21) регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. В ст. 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев... закреплены государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления и обязаны проводить следующие мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведенными проверками установлено, что в <адрес> приюты/питомники для содержания бродячих бездомных животных не создавались. В связи с чем, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа "<адрес>" направлено представление об устранении нарушений в рассматриваемой сфере. Из ответа директора МБУ "ХЭЦ" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что приюты/питомники для бродячих животных на территории города не созданы. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города вновь запрошены сведения по организации деятельности приютов на территории <адрес>, на что получен аналогичный ответ, что приюты/питомники до сих пор не созданы, согласно письму директора МБУ "ХЭЦ" от ДД.ММ.ГГГГ . Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с п. 3323 СанПиН 3.3686-21 предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает обеспечение органами местного самоуправления учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Бездействие администрации городского округа "<адрес>" в вопросах организации работы по созданию мест временного/постоянного содержания бездомных животных, создает угрозу наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья людей, ввиду опасного нахождения бродячих собак на территории города.

На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение 1 (одного) месяца после вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить Правила отлова, транспортирования и содержания в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес>; обязать администрацию городского округа "<адрес>" в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать деятельность приюта по содержанию бродячих бездомных животных, обитающих на территории <адрес>.

В ходе судебного разбирательства, помощник прокурора <адрес> ФИО8 исковые требования поддержала, сославшись на основания указанные в иске.

Представители ответчика Администрации городского округа "<адрес>" ФИО9 и ФИО10 в удовлетворении исковых требований просили отказать, представив письменные возражения, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласны, считают требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Истец в своем исковом заявлении говорит о том, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере безопасного обращения с животными, однако в данном деле отсутствуют материалы проведенной прокуратурой проверки.

Пункт 4 статьи 19 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ, говорит о том, что организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу прямого указания статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части (данная функция предусмотрена п. 2 ст. 3, п. 4 ч. 7 ст. 16, п. 4 ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ); 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Таким образом, федеральный законодатель ограничивает государственные полномочия по обращению с животными без владельцев перечисленными выше мероприятиями.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Дагестан, где указано, что региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными на территории Республики Дагестан осуществляется Комитетом по ветеринарии Республики Дагестан.

Также Правительством Республики Дагестан принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Дагестан и порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Республики Дагестан и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан", где в соответствии с законом Республики от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О ветеринарии", в соответствии со статьей 3 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части (в ред. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ); 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (п. 8 введен Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии со статьями 5, 6, 7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О ветеринарии", при осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления вправе: 1) получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; 2) издавать муниципальные правовые акты по вопросам реализации переданных государственных полномочий; 3) получать от органов исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченных Правительством Республики Дагестан (далее уполномоченные органы), разъяснения и рекомендации по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; 4) дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; 5) взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.

При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: 1) соблюдать требования бюджетного законодательства, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о ветеринарии; (в ред. Законов Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ) 1.1) соблюдать установленные Правительством Республики Дагестан: порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; порядок организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; (п. 1.1 введен Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ); 2) использовать передаваемые им финансовые средства и материальные ресурсы только для осуществления государственных полномочий, обеспечивая при этом их эффективное и рациональное использование; 3) представлять в порядке и в сроки, установленные в соответствии с настоящим Законом, уполномоченным органам отчеты об осуществлении государственных полномочий, иные документы и информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов; 4) вести учет и обеспечивать надлежащее состояние материальных средств, переданных им для осуществления государственных полномочий; 5) предоставлять органам государственной власти Республики Дагестан и их должностным лицам запрашиваемую информацию по вопросам осуществления государственных полномочий; 6) обеспечивать условия для беспрепятственного проведения органами государственной власти Республики Дагестан проверок осуществления государственных полномочий, а также использования финансовых и материальных средств; 7) устранять нарушения требований федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан по вопросам осуществления государственных полномочий.

При осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий органы государственной власти Республики Дагестан вправе: 1) издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий; 2) оказывать органам местного самоуправления методическую и консультативную помощь в организации работы по осуществлению государственных полномочий; 3) запрашивать у органов местного самоуправления и получать от них отчеты об осуществлении государственных полномочий, иные документы и информацию, связанные с осуществлением государственных полномочий и использованием выделенных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов; 4) применять предусмотренные федеральным законодательством и настоящим Законом меры ответственности к органам местного самоуправления и их должностным лицам в случае неосуществления либо ненадлежащего осуществления ими государственных полномочий.

При осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий органы государственной власти Республики Дагестан обязаны: 1) обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для осуществления государственных полномочий; 2) осуществлять контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий, целевым использованием предоставленных субвенций и имущества. Бюджетные средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с распределением по муниципальным районам, городским округам и городскому округу с внутригородским делением. Порядок расходования указанных средств определяется Правительством Республики Дагестан. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. Неиспользованные финансовые средства, выделенные органам местного самоуправления для реализации государственных полномочий, подлежат возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан; 4. Размер субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, рассчитываются по Методике согласно Приложению ; 5. Материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий, передаются органам местного самоуправления по договору безвозмездного пользования Правительством Республики Дагестан. В случае предоставления в пользование материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, перечень подлежащих передаче материальных ресурсов определяется Правительством Республики Дагестан.

Таким образом, нормативным правовым актом Республики Дагестан установлено, что реализация переданных Законом полномочий должна осуществляться посредством заключения органом местного самоуправления в пределах переданных ему субвенций муниципального контракта на отлов животных без владельцев.

Следовательно, действия органа местного самоуправления по поиску и определению согласно законодательству о контрактной системе подрядчика вышеуказанных услуг и являются надлежащим исполнением переданных государственных полномочий. Из изложенного следует, что орган местного самоуправления не является собственником животных без владельцев, переданные государственные полномочия не предполагают передачу органам местного самоуправления статуса собственника животного без владельцев; деятельность органа местного самоуправления по обращению с животными без владельцев осуществляется исключительно в порядке, установленном органами государственной власти субъекта РФ, передавшего полномочия, и в пределах, переданных на эти цели субвенций; деятельность органа местного самоуправления по обращению с животными без владельцев согласно федеральным и региональным нормативным правовым актам не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводится к заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. Соблюдение органом местного самоуправления принятых нормативно-правовых актов, таким образом, означает надлежащее выполнение переданных государственных полномочий.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Также в исковом заявлении прокурор говорит о бездействии администрации в вопросах организации работы по созданию мест временного/постоянного содержания бездомных животных, создает угрозу наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья людей, ввиду опасного нахождения бродячих собак на территории города, считают, данный вывод о бездействии администрации ошибочным и не применимым в рамках данного искового заявления, что лишний раз подтверждает факт того, что прокурорская проверка проводилась не надлежащим образом.

Считают, что администрацией городского округа <адрес> в полном объеме в соответствии с вышеуказанными Законами выполняются все мероприятия в отношении безнадзорных животных в рамках, выделенных на эти цели субвенций.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему решению.

Охрана и использование животного мира и среды обитания в Российской ФИО1 регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ гола № 52-ФЗ "О животном мире", Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеринарии", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и применяемыми в соответствии с ними подзаконными актами, в том числе Санитарными правилами 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Санитарными правилами СП ДД.ММ.ГГГГ-96 СП ДД.ММ.ГГГГ-96 и Ветеринарными правилами ВП ДД.ММ.ГГГГ-96. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. Ветеринарные правила", утвержденными Госкомсанэпиднадзором России ДД.ММ.ГГГГ , Минсельхозпродом России ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О ветеринарии" (принят Народным Собранием РД ДД.ММ.ГГГГ) (вместе с "Методикой расчета размеров субвенции бюджетам муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан из республиканского бюджета Республики Дагестан для осуществления государственных полномочий Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", "Отчетом об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан государственных полномочий Республики Дагестан по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев") органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, реализуемыми путем организации проведения следующих мероприятий:

    1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

    2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

    4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;

(в ред. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ );

    5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;

    6) умерщвление животных без владельцев в соответствии с частью 11 статьи 16 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    7) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    8) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 статьи 18 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:

    1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;

    2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;

    4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;

    5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;

    6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

    Судом установлено, что в период 2021-2023 годов муниципальным бюджетным учреждением "Хозяйственно-эксплуатационный центр" <адрес> (далее МБУ "ХЭЦ") были заключены контракты на выполнение работ по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных животных на территории МО "<адрес>" Республики Дагестан:

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО2, со сроком действия с 06 сентября года по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 379 132,42 рублей;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО2, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 422 736,19 рублей;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 275 000 рублей;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО4 со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 373 202 рубля;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 171 672,92 рубля;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 276 169,48 рублей;

    - муниципальный контракт заключен ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем ФИО3 со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, цена контракта 497 919,88 рублей.

    На момент рассмотрения спора контракты сторонами исполнены.

    Изложенное подтверждается объяснением сторон, объяснением директора МБУ "ХЭЦ" от ДД.ММ.ГГГГ, договорами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с условиями контрактов МБУ "ХЭЦ" приняты обязательства по отлову кастрации, стерилизации, вакцинации, транспортировке, содержанию безнадзорных животных.

Из объяснений директора МБУ "ХЭЦ" ФИО11, данных при проведении прокуратурой <адрес> проверки следует, что приютов на территории города нет в виду отсутствия финансовых средств на строительство, но земельный участок для строительства приюта определен по <адрес> для решения проблемы бродячих и безнадзорных животных (строительство приюта) не представлены ГО "<адрес>". Работа по отлову, содержанию, кастрации, стерилизации безнадзорных животных ведется ИП "ФИО3".

Данные обстоятельства представителем ответчика администрации ГО "<адрес>" не оспариваются.

    Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.3686-21, утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), указано, что предупреждение заражения человека и сельскохозяйственных животных включает: обеспечение дегельминтизации приотарных, оленегонных, ездовых и других собак на территории городов и поселков; обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирования численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ( п.3323)

Согласно пунктам 92, 93, 143, 144 части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В силу п. 2 ст. 52 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 и п. 6 ст. 52 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается.

Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с "СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") указано, что мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в т.ч. и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.

Пунктами 4.8, 4.9 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96. Ветеринарных правил ВП. 1.ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомэпиднадзором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , Минсельхозпродом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову.

Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

Гражданским законодательством предусмотрено аналогичное правовое регулирование отношений с безнадзорными животными. В силу прямого указания ст. 230 Гражданского кодекса РФ лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать.

Согласно п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Согласно указанным нормативно-правовым актам, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных необходимо относить с санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечении, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов может быть подано прокурором в случае, если гражданин по уважительным причинам, в том числе по возрасту, не может самостоятельно обратиться в суд.

В настоящем случае затрагиваются права неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом и следует из положений муниципальных контрактов, содержание отловленных животных индивидуальным предпринимателем "ФИО3" в пунктах для временного содержания безнадзорных животных не осуществлялось, так как пункт временного содержания отловных животных, не определен. При этом, вследствие отсутствия каких либо нормативных правовых актов, в частности Правил осуществления органами местного самоуправления ГО "<адрес>" переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову, транспортирования и содержанию безнадзорных животных на территории <адрес>, муниципальные контракты не содержат и сведений регламентирующих работу индивидуального предпринимателя при исполнении муниципальных контрактов по отлову, транспортированию и содержанию в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес>.

Учитывая, что деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных и в силу вышеназванных положений закона входит в круг полномочий органа местного самоуправления, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением на ответчика администрацию ГО "<адрес>" обязанностей разработать и утвердить Правила отлова, транспортирования и содержания в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес> и организовать деятельность приюта по содержанию бродячих бездомных животных, обитающих на территории <адрес>.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.

Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда: - на разработку и утверждение Правила отлова - 1 месяц; - на организацию деятельности приюта - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение по заявленным требованиям, иных требований истец не заявлял.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> к Администрации городского округа "<адрес>" об обязании разработать и утвердить Правила отлова, транспортирования и содержания в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес>, организовать деятельность приюта/питомника по содержанию бродячих бездомных животных, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа "<адрес>" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Правила отлова, транспортирования и содержания в приютах бродячих бездомных животных на территории <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа "<адрес>" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность приюта по содержанию бродячих бездомных животных, обитающих на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке через Кизлярский городской суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья              В.Н. Морозов

2-396/2023 ~ М-307/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г.Кизляра
Ответчики
Администрация ГО "город Кизляр"
Суд
Кизлярский городской суд Республики Дагестан
Судья
Морозов Виталий Николаевич
Дело на странице суда
kizljar-gs--dag.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее