Гр.дело № 2-350/2023
УИД 39RS0008-01-2023-000521-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2023 года г. Гусев
Гусевский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Стригуновой Г.Г.
при секретаре Новодворской О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Доронову Вячеславу Викторовичу о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области обратилось в суд с иском к Доронову В.В. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для реализации гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Истец отмечает, что является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функцию государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
В связи с поступившим из администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области в адрес Министерства обращением ФИО6 о возможных фактах нарушений законодательства, выразившихся в проведении собственником жилого помещения <адрес>, самовольных работ по его перепланировке, Министерство в рамках своей компетенции 02.05.2023 приняло решение о проведении внепланового инспекционного визита в отношении собственника указанного помещения – ответчика Доронова В.В.
Указанное решение было направлено по адресу регистрации собственника, а также по адресу: <адрес>, с указанием перечня контрольных (надзорных) действий, а также даты и времени их осуществления (30.05.2023 в период с 11:00по 12:00).
Должностное лицо департамента жилищного контроля и надзора Министерства 30.05.2023 к 11 ч. 00 мин. прибыло к жилому помещению Доронова В.В., однако доступ в него в указанное время собственником предоставлен не был, в связи с чем проверить обоснованность доводов поступившего обращения на предмет наличия нарушений не представилось возможным, о чем был составлен акт.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии со статьями 25, 26 ЖК РФ переустройство или перепланировка помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения. Переустройство помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Действия по самовольной перепланировке (переустройству) помещения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.21 КоАП РФ.
Незаконные действия (бездействие) собственника по непредставлению должностному лицу Министерства доступа для проведения проверки доводов обращения и оценки характера и объема произведенных работ по перепланировке (переоборудованию) жилого помещения препятствуют в осуществлении Министерством возложенных на него действующим законодательством полномочий за соблюдением гражданами правил пользования помещениями и соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства помещений в жилых домах. Поскольку самовольно произведенное переустройство помещений может повлечь за собой нарушения прав и законных интересов, либо создать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД, Министерству необходимо разрешение на проникновение в помещение собственника в целях реализации своих полномочий, предусмотренных ЖК РФ, для выполнения возложенных на него обязанностей по пресечению нарушений прав и законных интересов проживающих в МКД граждан.
Ответчик злоупотребляет своими правами, нарушая, тем самым, права истца, как контролирующего органа.
Истец просит обязать Доронова В.В. предоставить доступ должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебное заседание представитель истца Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, ответчик Доронов В.В. не явились, извещены надлежащим образом. Представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> принадлежит на праве единоличной собственности ответчику Доронову В.В., право собственности ответчика зарегистрировано в ЕГРН 18 мая 2015 года.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, указанное выше жилое помещение расположено на 3 этаже, что указывает на то, что квартира расположена в многоквартирном жилом доме.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Пункт 1 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр, предусматривает, что пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
В силу положений ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме; требований к формированию фондов капитального ремонта; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения; правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов; требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе; требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию по отдельным видам регионального государственного контроля (надзора) на территории Калининградской области, а также координирующим деятельность органов исполнительной власти Калининградской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) (п. 1 Положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года № 484).
Согласно п. 20 указанного выше Положения, Министерство в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора уполномочено, в том числе, на осуществление деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства; организацию и проведение проверок лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
21 апреля 2023 г. из администрации МО «Гусевский городской округ» в адрес истца поступило заявление ФИО11 с указанием на то, что в ходе ремонта <адрес> снесена внутренняя несущая стена, в связи с чем заявитель просила провести проверку на законность произведенной реконструкции.
02 мая 2023 г. заместителем министра регионального контроля (надзора) Калининградской области принято решение о проведении инспекционного визита <...> в отношении ответчика Доронова В.В., являющегося собственником <адрес>, с целью проверки доводов ФИО7 по вопросу порядка переустройства и перепланировки жилого помещения ответчика, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда.
Несмотря на то, что в обращении ФИО8 был ошибочно указан иной номер квартиры ответчика, заместителем министра регионального контроля (надзора) Калининградской области обоснованно издан приказ о проведении проверки именно в отношении Доронова В.В., собственника <адрес>, поскольку из обстоятельство дела следует, что <адрес> заявительницы ФИО9 располагается над квартирой ответчика.
В решении о проведении инспекционного визита <...> указано, что проведение инспекционного визита запланировано на 30 мая 2023 года с 11.00 до 12.00 часов.
Решение контролирующего органа 04 мая 2023 года было направлено в адрес ответчика по двум адресам – <адрес>
Указанная корреспонденция, согласно отслеживанию почтовых отправлений, была возвращена в адрес отправителя.
Материалами дела подтверждается, что проведение инспекционного визита 30 мая 2023 года с 11.00 до 12.00 часов не состоялось по причине не предоставления ответчиком доступа в жилое помещение по адресу <адрес>, о чем ведущим консультантом отдела технического надзора Департамента жилищного контроля (надзора) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФИО10 были составлены протокол осмотра и акт инспекционного визита.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом, суд учитывает, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных жилищным законодательством, вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск. Заявленные истцом требования направлены на создание условий для доступа в принадлежащее ответчику жилое помещение в целях проведения (по соответствующему обращению) осмотра и выявления наличия либо отсутствия нарушений перепланировки жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 192-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - удовлетворить.
Обязать Доронова Вячеслава Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, <данные изъяты>, предоставить должностным лицам Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области доступ в жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, для проведения проверки и составления акта проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также самовольных перепланировки и переоборудования.
Взыскать с Доронова Вячеслава Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, <данные изъяты>, в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 августа 2023 года.
Судья Г.Г. Стригунова