Гражданское дело № 2-2356/2022
55RS0005-01-2022-003306-83
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска
под председательством судьи Базыловой А.В.,
при секретаре Корененко А.Б., помощнике судьи Хаджиевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Омской области к Шестаковой Н. В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение для проведения обследования,
установил:
Государственная жилищная инспекция Омской области обратилась в суд с иском к Шестаковой Н. В. об обязании предоставить доступ в жилое помещение для проведения обследования. В обоснование указала на то, что в Государственную жилищную инспекцию Омской области поступило обращение от 15.03.2022 года по факту незаконной перепланировки и переустройства <адрес> многоквартирного <адрес> государственного реестра недвижимости от 24.03.2022 года, собственником <адрес> многоквартирного <адрес> на праве собственности является Шестакова Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С целью обследования квартиры государственным жилищным инспектором Омской области Ивановой С.А. предпринимались попытки по доступу в квартиру с целью проведения обследования квартиры на предмет ее соответствия технической документации, в том числе использование по назначению, на основании распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от 21.04.2022 года и требования от 28.03.2022 года с указанием места и времени планируемого обследования, однако согласно акту проверки от 22.04.2022 года доступ в квартиру предоставлен не был.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о Госжилинспекции, утвержденным Указом Губернаторе Омской области от 15 января 2013 года № 2, Госжилинспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда.
На основании изложенного, просит обязать Шестакову Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС №, предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции Омской области предоставить доступ для проведения обследования <адрес> многоквартирного <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Омской области Мерзлых Т.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. В дополнение указала на то, что жалоба поступила от ТСЖ «Престиж» о том, что в квартире произведена незаконная перепланировка.
Ответчик Шестакова Н.В., надлежащим образом извещалась судом о дне и месте судебного разбирательства, однако судебная корреспонденция вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения». Применительно к положениям ст. 113 ГПК РФ неявка адресата для получения своевременно доставленной почтовой корреспонденции равнозначна отказу от ее получения. Доказательств, объективно исключающих возможность своевременного получения ответчиком судебных извещений, не имеется (л.д. 34).
В силу ст. 233 ГПК РФ, учитывая позицию представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 08 февраля 2012 года № 23-п «Об организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) на территории Омской области» и Положением о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 15 января 2013 года № 2 «О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области» Государственная жилищная инспекция Омской области осуществляет функции жилищного надзора, а именно предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе, требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (п. 8).
Для осуществления своих функций инспекция имеет право в том числе, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) начальника Инспекции (заместителя начальника Инспекции) о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников – жилые помещения в многоквартирных домах, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 11).
В силу положений п. 2 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в том числе, право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Таким образом, в рамках возложенных полномочий Государственная жилищная инспекция Омской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и Омской области.
Частью 2 статьи 1 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 года № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещением, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как установлено в судебном заседании, <адрес> принадлежит на праве собственности Шестаковой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 29-31).
15 марта 2022 года от председателя ТСЖ «Престиж» Яшакина В.А. в Государственную жилищную инспекцию Омской области поступило заявление, где председателем ТСЖ указано на то, что собственником <адрес> Шестаковой Н.В. кухня перенесена на балкон с переустройством ХВС и ГВС, канализации; в полу кухни устроен теплый пол из труб отопления, отопление выполнено отдельным стояком с подключением от магистральных труб в подвале (л.д. 7).
Согласно информации администрации Совестного административного округа города Омска от 23.03.2022 года, заявлений о согласовании перепланировки и (или) переустройства <адрес> многоквартирном <адрес> в администрацию округа не поступало, решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства указанного жилого помещения в администрации округа не принималось (л.д. 16).
21 апреля 2022 года Государственной жилищной инспекцией Омской области вынесено распоряжение № 95 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Шестаковой Н. В. с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Омской области на основании информации о факте переустройства и перепланировки <адрес> многоквартирном <адрес>, уполномоченным на проведение проверки, назначен главный специалист сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Госжилинспекции Иванова С.А. (л.д. 8).
30.03.2022 года государственным жилищным инспектором Омской области Сергеевой Л.П. в адрес ответчика направлено требование от 28.03.2022 года о предоставлении доступа должностным лицам Госжилинспекции Омской области в <адрес> указанного многоквартирного дома 21.04.2022 с 14.00 до 16.00. При невозможности предоставления доступа в установленный срок указано на необходимость обеспечить доступ в указанное помещение в иной рабочий день в рабочее время, согласовав его с государственным жилищным инспектором. Также указанным требованием в срок до 21.04.2021 года истребованы документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру и технический паспорт на указанное жилое помещение; в случае выполнения работ по перепланировке и (или) переустройству квартиры предложено предоставить распоряжение органа местного самоуправления о согласовании перепланировки и (или) переустройства и проект на переустройство и (или) перепланировку квартиры, подготовленный и оформленный в установленном порядке, акт ввода в эксплуатацию (при наличии) (л.д. 9-10).
Ответчиком указанное требование выполнено не было, запрашиваемые документы в Госжилинспекцию Омской области не предоставлены.
22 апреля 2022 года главным специалистом сектора надзора за соблюдением требований к жилым помещениям Госжилинспекции Омской области Ивановой С.А. при выходе по адресу проживания ответчика был составлен акт № о невозможности проведения проверки в связи с отсутствием доступа в жилое помещение (л.д. 13).
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих об исполнении приведенного требования, а равно предоставлении доступа должностным лицам Госжилинспекции Омской области в принадлежащую ему квартиру.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что проведение проверки квартиры, принадлежащей на праве собственности Шестаковой Н.В., необходимо в целях установления соблюдения последней требований к проведению переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, нарушение которых может привести к последствиям причинения вреда многоквартирному дому в целом и угрожает жизни и здоровью неопределенного количества лиц, а также необходимо для реализации законных полномочий истца, суд находит исковые требования Государственной жилищной инспекции Омской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлины, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст.ст. ст. 98, 194-199, 234-237 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Омской области удовлетворить.
Обязать Шестакову Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, паспорт <данные изъяты>) предоставить должностным лицам Государственной жилищной инспекции Омской области доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Взыскать с Шестаковой Н. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, паспорт 5205 <данные изъяты>) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Базылова А.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2022 года.
.