УИД № 76RS0022-01-2024-000647-70
Дело № 2-856/2024
Изг. 03.04.2024 г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль 19 марта 2024 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.,
при секретаре Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участка теплоснабжения, обязании осуществить передачу указанного участка,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Ярославля обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г. Ярославля, просил обязать ответчика:
- в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61;
- в течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества организовать передачу объекта недвижимости - сетей теплоснабжения, расположенных по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61, организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт, до признания права собственности на указанный объект.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Ярославля проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства по постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов установлено, что объект недвижимости - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61, являются бесхозяйным имуществом, в реестре муниципального имущества г. Ярославля не значатся, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных сетей бюджетом города не предусмотрено. Данный участок сети теплоснабжения обеспечивает коммунальные услуги неопределенного круга лиц.
Непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Ярославской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарапова А.В. исковые требования поддержала, дала пояснения согласно заявленному.
Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В предоставленном отзыве ответчик мэрия г. Ярославля, третье лицо КУМИ мэрии г. Ярославля указал, что в отношении указанных сетей инициирована процедура бесхозяйного учета. В настоящее время производится сбор документов, необходимых для проведения кадастровых работ, после чего будет проведен мониторинг по определению по определению начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг на проведение кадастровых работ в отношении данного объекта недвижимости. Мэрия г. Ярославля просила увеличить срок исполнения решения суда.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом или совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 98 Устава г. Ярославля к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно с связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая нe имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г. Ярославля проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства по постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов установлено, что объект недвижимости - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61, в реестре муниципального имущества г. Ярославля не значатся. Бесхозяйным не признаны, на учет не поставлены, их правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных сетей бюджетом города не предусмотрено. Данный участок сети теплоснабжения обеспечивает коммунальные услуги неопределенного круга лиц.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Ярославской области сведения об указанном участке теплоснабжения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
По информации КУМИ мэрии г. Ярославля данный участок теплоснабжения в реестре муниципального имущества г. Ярославля не значится.
Таким образом, объект недвижимости - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61, обладают признаками бесхозяйного имущества, в силу чего орган местного самоуправления обязан принять меры к надлежащему обслуживанию и учету бесхозяйных сетей.
Спорный объект является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен; в ЕГРН на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности объект не значится.
Доказательства того, что спорный объект состоит на балансе, передан обслуживающей организации на содержание и обслуживание до признания права собственности на указанный объект, в материалах дела отсутствуют.
Непринятие мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан многоквартирных домов находящихся поблизости с указанными выше участками теплоснабжения.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Суд считает, что истец предоставил суду доказательства законности и обоснованности своих исковых требований. Срок, указанный в просительной части иска, суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск заместителя прокурора г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участка теплоснабжения, обязании осуществить передачу указанного участка удовлетворить.
Обязать мэрию г. Ярославля (ИНН 7601001234) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества объект недвижимости - сети теплоснабжения, расположенные по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61.
Обязать мэрию г. Ярославля (ИНН 7601001234) в течение трех месяцев после постановки на учет участка теплоснабжения, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Маяковского, д. 61, в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.
Заочное решение может быть отменено Заволжским районным судом г.Ярославля путем подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.А. Ратехина