Дело № 2-943/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Зарбаевой В.А.,
при секретаре Добрыниной И.С.,
с участием главы администрации МО СП «Ключевское» ЕВС,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования сельское поселение «Ключевское» к администрации муниципального образования «<адрес>», ЖВИ, ЖЮС, ЖСА о признании имущества выморочным и признании собственности на выморочное имущество,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование сельское поселение «Ключевское», обращаясь в суд, просит признать выморочным имуществом квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и признать право муниципальной собственности на нее.
Исковые требования мотивированы тем, что спорная квартира по договору мены между ЖВИ и ЖСА и их несовершеннолетними детьми была передана ДВК и КАА, а <адрес> передана Ж. КАА умер 03.11.1999г., его сын КСА умер 09.12.2004г.30.08.2005г. ДВК умерла 21.01.2020г. Согласно сведениям ГБУ РБ «Агентство Жилкомстройэнерго» спорная квартира зарегистрирована за Ж.
Определением от 15.08.2023г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ЖВС, ЖЮС, ЖСА
В судебном заседании глава администрации МО СП «Ключевское» ЕВС исковые требования поддержал.
Ответчики ЖВС, ЖЮС, ЖСА, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направив в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. При подготовке дела к судебному разбираельству пояснили, что обменяли <адрес>, после чего продали квартиру. В настоящее время никаких прав на <адрес> не имеют, не возражают против удовлетворения исковых требований.
Администрация МО «Заиграевский район» своего представителя в суд не направила.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с п. 2 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» квартира, расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована за ЖВИ, ЖСА, ЖЮС, ЖИС на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан от 07.12.1994г., зарегистрированном в Заиграевском БТИ 15.12.1994г.
22.12.1994г. между ЖВИ, ЖСА и КАА, ДВК заключен договор обмена квартир, согласно которому в собственность ЖВИ и ЖСА переходит квартира в <адрес>, а в собственность ДВИ и КАА переходит квартира в <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Заиграевском БТИ 23.12.1994г.
Установлено, что КАА умер 03.11.1999г., его наследником является сын КСА, который также умер 09.12.2004г.
ДВК умерла 21.01.2020г.
Наследников после смерти КАА, КСА, ДВК не имеется.
Администрацией МО СП «Ключевское» открыто наследственное дело после смерти ДВК, однако в связи с тем, что по сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» спорная квартира зарегистрирована за Ж, признать указанную квартиру выморочным имуществом невозможно.
Установлено, что ЖИС умер 12.12.2005г., его наследниками является мать ЖВИ
В ходе рассмотрения дела ответчики ЖВИ, ЖЮС, ЖВС пояснили, что квартира по адресу: <адрес> им не принадлежит, была передана по договору обмена квартир, <адрес> была продана ответчиками. Никаких прав относительно спорной квартиры ответчики не заявляют и не намерены заявлять.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что наследников как по закону, так и по завещанию после смерти ДВК, и КАА,, КСА не установлено, из отсутствия сведений о наследниках, принявших наследство суд приходит к выводу о том, что спорная квартира является выморочным имуществом.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление муниципального образования сельское поселение «Ключевское» удовлетворить.
Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес> кадастровым номером № выморочным имуществом.
Признать право собственности муниципального образования сельское поселение «Ключевское» на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Зарбаева В.А.
Решение в окончательной форме принято 19 сентября 2023г.
Судья Зарбаева В.А.