Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-318/2022 ~ М-301/2022 от 27.07.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2022 года                         <адрес>, ЯНАО

Тазовский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Евдокимовой О.А.,
при секретаре Гусевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямало-Ненецкому природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к Акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго», третье лицо <адрес> об исполнении требований законодательства о промышленной безопасности производственных объектов,

У С Т А Н О В И Л:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», по эксплуатации склада емкостью 2 000 куб.м., состоящего из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м. каждый, группы резервуаров, состоящих из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м., расположенных в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов незаконными и обязании Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировать склад емкостью 2 000 куб.м., состоящий из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб. м. каждый, группу стальных резервуаров, состоящую из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб. м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 50 куб. м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб. м., расположенных в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> государственном реестре опасных производственных объектов, ссылаясь на то, что что в ходе проверки филиала Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» в <адрес> (далее – Филиал) были выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, природопользовании и промышленной безопасности при эксплуатации объектов, предназначенных для хранения горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), расположенных на территории <адрес>.

Так, в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> располагается склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м, состоящий из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м. каждый, группа резервуаров, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м., способные вместить 1 850 куб. м различных опасных веществ одного вида.

ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – Общество) заключило с ООО «Днепр» договор на оказание услуг, связанных с с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, согласно которому ООО «Днепр» оказывает услуги по поддержанию постоянной готовности сил и средств по реагированию на чрезвычайные ситуации, связанные с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, их локализации, ликвидации последствий разливов, в число объектов включен и склад топлива в <адрес>. Он же включен и в план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на складах ГСМ Филиала, согласованный с ГУ МЧС России по ЯНАО,

Филиал осуществляет эксплуатацию склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м. и группы резервуаров, состоящую из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м. для хранения дизельного топлива.

В нарушение требований закона склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м. и группа резервуаров, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м. как опасный производственный объект эксплуатируется Филиалом в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасносм объекте.

ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор внес на имя генерального директора Общества представление об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени не устранены.

В настоящее время склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м и группа резервуаров, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб.м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб.м. эксплуатируется, не законсервированы и не ликвидированы, их эксплуатация нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, может создать опасность для жизни и здоровья людей.

ДД.ММ.ГГГГ при перекачке дизельного топлива в указанном складе топлива ёмкостью 2 000 куб.м в <адрес> произошел порыв топливопровода и произошел разлив 12,86 кг. дизельного топлива.

Определением Тазовского районного суда на базе Надымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Уральское управление привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Протокольным определением Тазовского районного суда на базе Надымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Уральское управление привлечена в качестве государственного органа в порядке статьи 47 ГПК РФ.

Протокольным определением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.

В судебном заседании старший помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ФИО5 поддержал исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Уральское управление, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Дело рассмотрено в отсутствие Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Уральское управление, согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Представитель Общества Сарсенбаева Д.С., действующая по доверенности, не согласилась с требованиями, иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве, просила в иске отказать.

<адрес>, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Дело рассмотрено в отсутствие <адрес>, согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа гражданина.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.071.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон), к опасным производственным объектам относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 в указанному Закону, которое к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются горючие вещества (жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), в указанных в Приложении количествах опасных веществ.

Согласно пункту 1 и таблицы Приложения Закона, к опасным производственным объектам III класса опасности относятся объект, на которых количество горючих жидкостей, находящихся на товарно-сырьевых складах и базах, составляет объем более 1000 тонн, но менее 50 000 тонн.

Из пункта 2 примечаний к Закону следует, что в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее 500 м независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

Часть 1 статьи 6 Закона относит эксплуатацию опасного производственного объекта к видам деятельности в области промышленной безопасности.

Часть 1 статьи 9 Закона возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, обязанность соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 2 Закона предусматривает регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 15 Закона предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ «Об обязательном страховании владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ-225) не допускает ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 ФЗ-225, к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жизненный цикл здания или сооружения составляют периоды, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Доводы Общества о том, что Обществу по договорам аренды был передан объект, состоящий из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м каждый, объемом 1 500 куб.м. Вертикальный стальной резервуар объемом 200 куб.м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 50 куб. м. каждый и 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб. м. не входят в состав склада топлива объемом 2 000 куб.м, находятся на расстоянии более чем 500 м. отдельно от склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м, суд считает не обоснованными.

Так, из пояснений участников процесса, материалов дела следует, что департамент имущества и земельных отношений <адрес> передал Обществу по договору аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ объект, склад топлива ёмкостью 2 000 куб. м., находящийся в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес>.

Из материалов дела не следует, что Обществу не передавались вертикальный стальной резервуар объемом 200 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 50 куб. м. каждый и 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб. м., расположенные в <адрес>.

При этом, на каждый стальной резервуар разработан и утвержден технический паспорт.

Из пояснений представителя Общества, материалов дела следует, что в 2019 году Общество обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Уральское управление с заявлением об исключении склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м. из государственного реестра опасных производственных объектов, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ -опо-13987 склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м. исключен из реестра опасных производственных объектов.

Согласно акту осмотра объекта склад топлива ГСМ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, произведен осмотр объекта склад ГСМ участка АО «Ямалкоммунэнерго» в <адрес>, в ходе которого осмотрены емкости хранения ГСМ в составе 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб.м, 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м., из которых 4 стальных резервуара объемом 100 куб.м (№,8,10,15) отключены от трубопроводной системы, закрыты и опломбированы, дополнительное оборудование не установлено.

Доказательств того, что группа резервуаров, состоящая из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м. находится на расстоянии более чем 500 м. отдельно от склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м, суду не представлено.

Таким образом, Общество эксплуатирует склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м, находящийся в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес>, и группу резервуаров, состоящую из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м. в котором количество горючих жидкостей составляет объем более 1 000 т., даже с учетом 4-х отключенных резервуаров ёмкостью 100 куб.м. которые относятся к категории опасных производственных объектов III класса опасности.

Следовательно, Общество должно выполнить все требования промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством, в том числе зарегистрировать склад топлива ёмкостью 2 000 куб.м и группу резервуаров, состоящую из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м., в государственном реестре опасных производственных объектов.

ДД.ММ.ГГГГ Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор на имя генерального директора Общества внес представление об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени не устранены.

При таких обстоятельствах суд считает, что Общество не выполняет должным образом требования действующего законодательства в области промышленной безопасности, предъявляемые к эксплуатации опасных производственных объектов, установленных федеральным законодательством, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие регисрации склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м в <адрес> и группы резервуаров, состоящей из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м., в государственном реестре опасных производственных объектов свидетельствует о том, что Общество, не принимает достаточные меры, необходимые для промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Иных доказательств суду не представлено.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Объяснение стороны по делу является актом ее волеизъявления, и поэтому его содержание отражает, как правило, ту субъективную позицию стороны, которая ей предпочтительна для обоснования своих требований. Доводы, приведенные представителем Общества в отзыве, представителем Общества в судебном заседании, ничем не подтверждены, и опровергаются изученными по делу доказательствами.

Таким образом, не исполнение в полной мере Обществом своих обязанностей по регистрации склада топлива ёмкостью 2 000 куб.м и группы резервуаров, состоящей из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб.м., 1 горизонтального стального резервуара объемом 50 куб. м., 2 горизонтальных стальных резервуара объемом 25 куб.м., в <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов может привести к неблагоприятным последствиям, при их эксплуатации, что и произошло ДД.ММ.ГГГГ при перекачке дизельного топлива, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать действия Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго», по эксплуатации склада топлива ёмкостью 2 000 куб. м., состоящего из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб. м. каждый, группы стальных резервуаров, состоящей из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб. м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб. м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб. м., расположенных в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов – незаконным.

Обязать Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421) зарегистрировать склад топлива ёмкостью 2 000 куб. м., состоящий из 15 вертикальных стальных резервуаров объемом 100 куб. м. каждый, группу стальных резервуаров состоящую из 1 вертикального стального резервуара объемом 200 куб. м., 2-х горизонтальных стальных резервуаров обемом 50 куб. м. каждый, 2-х горизонтальных стальных резервуаров объемом 25 куб. м., расположенных в <адрес> на 343 метра северо-западнее здания гостиницы в микрорайоне Школьный, <адрес> государственном реестре опасных производственных объектов.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления через Тазовский районный суд.
Председательствующий:                        О.А. Евдокимова

                                

2-318/2022 ~ М-301/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов Российской Федерации
Ответчики
Акционерное общество "Ямалкоммунэнерго"
Другие
Администрация Тазовского района
Северо-Уральское межрегиональное управление Ростехнадзор
Суд
Тазовский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Евдокимова Ольга Александровна
Дело на странице суда
tazovsky--ynao.sudrf.ru
27.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2022Передача материалов судье
27.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2022Предварительное судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Судебное заседание
09.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023Дело оформлено
24.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее