Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 07.06.2019 г.
Дело № 2-886/2019
УИД 33RS0006-01-2019-000797-08
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июня 2019 года
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кутузовой Н.В.,
при секретаре Куклевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Соколова Е.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, Министерству финансов РФ о назначении трудовой пенсии и об обязании выплатить денежные средства,
УСТАНОВИЛ :
Истец Соколов Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (далее по тексту – Пенсионный Фонд), Министрерству финансов РФ, с учетом заявленных в судебном заседании уточнений, просит обязать ответчиков назначить ему трудовую пенсию по старости с дать возникновения права на нее (с 60 лет) и выплатить истцу пенсию за положенные пять лет трудового стажа.
В обоснование заявленных требований указывает, что с июля 2014 года истец отбывает наказание в ФКУ/ИК-4 <адрес>. В 2013 году истцу исполнилось 60 лет. Полагает, что ему неправомерно была назначена ответчиком – Пенсионным фондом социальная пенсия с 65 лет, поскольку ему должна быть назначена трудовая пенсия по старости с 60 лет. Полагает, что 3-е лицо – УФСИН России по <адрес> не запросило и не направило необходимые документы в Пенсионный фонд, поэтому Соколову Е.Н. неправомерно назначена социальная пенсия вместо трудовой. Предъявление исковых требований к Министерству финансов РФ мотивирует тем, что данный орган государственной власти осуществляет финансирование пенсионных выплат, в связи с чем, также должно быть ответчиком.
Участие в судебном заседании истца организовано посредством видео-конференц связи. В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнив, что ему неправомерно назначена социальная пенсия ввиду того, что ФКУ ИК -4 УФСИН России по <адрес> не запросило сведения о стаже работы в период отбывания наказания в исправительных учреждениях <адрес> за период с 1993 г. по 1995 г., в связи с чем, этот период не вошел в его трудовой стаж и ему назначена социальная пенсия в меньшем размере. Дополнительно указал, что Пенсионный фонд назначил ему социальную пенсию с 65 лет без учета его стажа, а должен был назначить ему трудовую пенсию с 60 лет, поскольку Соколов Е.Н. фактически работал с 1993 г. по 1995 г. В связи с чем, просит взыскать с ответчиков недополученную пенсию за период с 2013 г. (возникновения права на трудовую пенсию с 60 лет) до 2018 г. (назначения социальной пенсии с 65 лет).
Представитель ответчика ГУ- Управление пенсионного фонда в <адрес> Пустынцев И.Б., действующий по доверенности исковые требования не признал, указал, что истцу была назначена социальная пенсия, поскольку он не имеет права на назначение пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа. Трудовая (в настоящее время страховая) пенсия по старости не могла быть назначена истцу при достижении им 60-летнего возраста (в 2013 году) ввиду отсутствия обращения Соколова Е.Н. в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии и отсутствии сведений о трудовом стаже истца. Необходимый трудовой стаж для назначения трудовой пенсии по старости в 2013 году (время достижения истцом 60-летнего возраста) составлял 5 лет. Соколовым Е.Н. в суд была представлена архивная справка №/-474 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой трудовой стаж Соколова Е.Н. составляет менее 5 лет. Следовательно, оснований для назначения ему пенсии в 2013 году и выплаты ему недополученных (по мнению истца) денежных средств не имелось, даже если бы эта справка была представлена в Пенсионный фонд в 2013 году, когда истцу исполнилось 60 лет. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ решением Пенсионного фонда № Соколову было отказано в назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа. В расчет стажа вошел период с 1993 по 1995 г, указанный в архивной справки К-<адрес>. Таким образом, данные, указанные в архивной справке, уже были предметом рассмотрения Пенсионным фондом при принятии решения об отказе в назначении пенсии.
Ответчик Министерство финансов РФ, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.
Представитель третьего лица ФКУ ИК -4 УФСИН России по <адрес> – Виноградова М.С., действующая на основании доверенности, в суде пояснила, что единственным периодом трудовой деятельности истца является период с 1993 г. по 1995 г. в Учреждении К-213 в <адрес>, иных документов, подтверждающих трудовой стаж истца не имеется. Соколов Е.Н. прибыл в ИК-4 без паспорта, трудовой книжки, он указал данный период деятельности, и ИК -4 сделала соответствующий запрос в Кировскую колонию. Получив архивную справку, в конце 2014 года Соколов обратился в Пенсионный фонд за назначением трудовой пенсии, ему было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа. Иной трудовой деятельности у истца не имеется.
Заслушав истца, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Из решения Пенсионного фонда о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу была назначена социальная пенсия по достижении им возраста 65 лет, на основании его заявления, поданного в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ Не согласившись с назначением социальной пенсии, полагая, что ему должна быть назначена трудовая пенсия по достижении истцом 60-летнего возраста, Соколов Е.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, дата рождения Соколова Е.Н. – ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, 60-летнего возраста истец достиг в соответствующую дату в 2013 году. На момент достижения истцом 60-летнего возраста вопросы назначения трудовой пенсии по старости регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу ст. 7 которого, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В материалах дела имеется архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/38-474, согласно которой период трудовой деятельности истца составляет менее трех лет (с июня 1993 г. по сентябрь 1995 г.). Иных периодов трудовой деятельности у Соколова Е.Н. не имеется, что также подтверждается показаниями истца. Материалами дела также не подтверждается, что истец обращался в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по достижении им 60-летнего возраста.
В материалах дела имеется решение Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Соколову Е.Н. было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку период его трудовой деятельности на момент обращения составлял 2 года 5 месяцев 14 дней. При подсчете трудового стажа был принят во внимание период с 1993 года по 1995 год, на который истец ссылается как на основание возникновения права на трудовую пенсию. Таким образом, Пенсионным фондом в 2015 году был произведен подсчет трудового стажа истца, в результате которого стаж составил менее 5 лет, в связи с чем, у Соколова Е.Н. не возникло права на трудовую пенсию. Доказательств наличия иных периодов трудового стажа суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на момент достижения Соколовым Е.Н. 60-летнего возраста (в 2013 году) истец не имел права на получение трудовой пенсии по старости даже в случае его обращения в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением и предоставлением в Пенсионный фонд документов, подтверждающих его стаж работы за период с 1993 г. по 1995 <адрес> из требований ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, права на назначение трудовой пенсии по старости Соколов Е.Н. не имел и на дату обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ (достижение 65-летнего возраста).
Согласно ст. ст. 4,5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Нетрудоспособным гражданам назначается социальная пенсия. К нетрудоспособным гражданам, в силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавший на момент достижения истцом возраста 60 лет – ДД.ММ.ГГГГ), относились граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент достижения Соколовым Е.Н. 60-летнего возраста, он не имел права на трудовую пенсию по старости, но имел право на назначение социальной пенсии по достижении возраста 65 лет, которая и была ему назначена на основании решения Пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ (со дня, следующего за днем достижения истцом 65-летнего возраста) на основании его письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ Соколов Е.Н. не был и не мог быть получателем пенсии в период с 2013 г. (даты наступления 60-летнего возраста) до 2018 г. (даты назначения социальной пенсии), в связи с чем, отсутствуют правовые основания взыскания денежных средств за период с 2013 г. по 2018 г.
Рассматривая требования Соколова Е.Н. к Министерству финансов РФ, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Министерство финансов РФ не является государственным органом, к полномочиям которого относятся вопросы назначения пенсий в РФ и фактической ее выплаты, в связи с чем, Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком.
На основании изложенного, исковые требования Соколова Е.Н. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколова Е.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, Министерству финансов РФ о назначении трудовой пенсии и об обязании выплатить денежные средства – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Кутузова Н.В.