Дело №5-188/2020
УИД: 66RS0057-01-2020-000707-64
Постановление в окончательной форме изготовлено 3 июля 2020 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
3 июля 2020 г. Талица
Судья Талицкого районного суда Свердловской области Коршунова О.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Талицкая центральная районная больница" (далее ГАУЗ СО "Талицкая ЦРБ), ИНН 6654003339, ОГРН 1026602232250, юридический адрес 623640, Свердловская область, Талицкий район, г.Талица, ул. Красноармейская, строение 23, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Талицкая центральная районная больница" при осуществлении медицинской деятельности в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно п.1 ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; р.р. 1,6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; п.п. 11.2, 11.3, 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Правонарушение совершено юридическим лицом на территории Талицкого района Свердловской области и выявлено при проведении заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлове, Камышловском и Пышминском районах в период с 11.04.2020 по 24.04.2020 эпидемиологического расследования в отношении ГАУЗ СО "Талицкая ЦРБ", в ходе которого установлено что в период действия на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), введенного Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 №100-УГ ГАУЗ СО "Талицкая ЦРБ" при осуществлении деятельности по оказанию медицинских услуг нарушило законодательство в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, юридическое лицо не в полной мере проводит комплекс мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а именно:
- приемное отделение (623640, Свердловская обл., Талицкий район, г.Талица, ул.Красноармейская, 23)
Старшая медицинская сестра приемного отделения Решетникова Галина Витальевна (л.д.95), находясь на дежурстве в приемном отделении, осуществляла прием пищи в комнате отдыха отделения реанимации и интенсивной терапии при наличии аналогичного помещения в приемном отделении. Осуществляется передвижение медицинского персонала между структурными отделениями без необходимости.
Указанное является нарушением п. 3.2 Постановления главного государственного санитарного врача Свердловской области от 10.04.2020 №05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области", п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
- Отделение п.Троицкий (623620, Свердловская обл., Талицкий район, п.Троицкий, ул.Луговая, 1 "А")
Не организовано проведение лабораторного обследования на COVID-19 лиц старше 65 лет, обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания, а именно у Коноваловой Н.Ф., 28.09.1949 г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 08.04.2020 не отобран биологический материал (мазки из носа и зева) для лабораторной диагностики COVID-19, что является нарушением п.11.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 от 30.03.2020.
- ГАУЗ СО "Талицкая центральная районная больница" (административно-хозяйственный комплекс), (623640, Свердловская обл., Талицкий район, г.Талица, ул.Красноармейская, 23)
В нарушение п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" не обеспечено проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, предписанных к исполнению в предписании о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 от 18.04.2020 № 66-14-17/17-1834-2020, полученного ГАУЗ CO "Талицкая ЦРБ" 20.04.2020 (вх. № 1190), а именно:
- разработка технологических, должностных инструкций и проведение комплекса дезинфекционных мероприятий, в т.ч. в отношении аппаратов ИВЛ;
- корректировка программ (планов) производственного лабораторного контроля каждой медицинской организации в части исследования дезсредств, воздуха, смывов с объектов внешней среды в связи с усилением противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции;
- ежедневный контроль за исполнением мер, предупреждающих занос в лечебно-профилактическую и исключающих внутрибольничное распространение COVID-19, силами администрации и госпитальных эпидемиологов.
- Общеврачебная практика с.Елань (623603, Свердловская обл., Талицкий район, с.Елань, ул.Кузнецова, 16)
При проведении анализа медицинской документации установлено, что у Маринюк С.М., 20.02.1997г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 14.04.2020, Бушуева С.В., 26.09.1989г.рождения. с диагнозом ОРВИ от 08.04.2020, Бакина В.М.,14.11.1960г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 30.03.2020 анамнез собран не в полном объеме, а именно, отсутствует следующая информация: выезжали ли данные пациенты в течение последних 14 дней за рубеж, регионы Российской Федерации, неблагополучные по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, наличие контакта с больными COVID-19, общение с лицами, прибывшими из-за рубежа, других регионов РФ. Данный факт является нарушением п.11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
- Детское отделение (623640, Свердловская обл., Талицкий район, г.Талица, ул.Красноармейская, 23)
В условиях высокого риска внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, работа детского отделения не перестроена по типу инфекционного стационара, а именно на момент выхода на объект первый этаж отделения выделен под лечение детей с диагнозом внебольничная пневмония. На втором этаже осуществляется лечение лиц с острыми воспалительными заболеваниями верхних дыхательных путей, бронхита, неинфекционными заболеваниями. С учетом того, что отделение оборудовано естественной вентиляцией, не исключено перетекание воздушных масс через систему вентиляции (в том числе инфекционных аэрозолей). Вентиляционные каналы второго этажа не закрыты. На момент проверки на лечении на 2 этаже отделения находится 11 человек. Из них 10 человек с диагнозом острый бронхит, 1 человек с неинфекционным заболеванием. В отделении общие туалеты, столовая, где осуществляется прием пищи пациентами.
Указанное является нарушением п.4.5 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", п.3.1 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Согласно временным методическим рекомендациям "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" от 08.04.2020 (версия 5) одним из клинических проявлений данного заболевания является острые воспалительные заболевания верхних и нижних дыхательных путей.
С учетом того, что на 17.04.2020 в России зарегистрировано 32008 случаев заболевания новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Свердловской области 115 случаев заражения, стойким ежедневным приростом случаев заболевания, активной миграцией населения между регионами, не исключен занос инфекции на территорию Талицкого городского округа с дальнейшим распространением.
- ФАП с.Вновь-Юрмытское (623626, Свердловская обл., Талицкий район, с.Вновь-Юрмытское, ул.Победы, 19)
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней своевременно в полном объеме не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, не выполняется Постановление Главного государственного санитарного врача №6 от 13.03.2020 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространению COVID-2019", а именно не ведется журнал здоровья сотрудников, не проводится термометрия и осмотр сотрудников, отсутствует кожный антисептик для обработки рук при входе в здание ФАП с. Вновь-Юрмытское, что является нарушением требований п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13"Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
При анализе медицинской документации установлено, что у Койновой Т.А., 08.07.1975г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 01.04.2020, Изюровой О.А., 08.02.1982г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 17.03.2020 анамнез собран не в полном объеме, а именно, отсутствует следующая информация: выезжали ли данные пациенты в течение последних 14 дней за рубеж, регионы Российской Федерации, неблагополучные по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, наличии контакта с больными COVID-19, общение с лицами, прибывшими из-за рубежа, других регионов РФ. Данный факт является нарушением п.11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
- ФАП д. Белая Елань (623640, Свердловская обл., Талицкий район, д.Белая Елань, ул.Гагарина, 14, помещение 15)
При анализе медицинской документации, амбулаторная карта больного (ф.025/у) установлено, что не систематически собирается эпиданамнез больных с ОРВИ, а именно у Вялкова Виталия Юрьевича, 25.09.1985г.рождения. диагноз: ОРВИ от 30.03.2020, отсутствует информация выезжал ли данный больной в течение последних 14 дней за рубеж, регионы Российской Федерации, неблагополучные по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, наличии контакта с больными COVID-19: Данный факт является нарушением п.11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
- ФАП с.Завьяловское (623623, Свердловская обл., Талицкий район, с.Завьяловское, ул.Ленина, д.33, помещение № 6).
Не проводится проветривание помещений Завьяловского ФАПа, оконные рамы деревянные, форточки заклеены, что является нарушением р. 1,6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в полном объеме не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, не выполняется Постановление Главного государственного санитарного врача №6 от 13.03.2020 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространению COVID-2019", а именно не ведется журнал здоровья сотрудников, не проводится термометрия и осмотр сотрудников, отсутствует кожный антисептик для обработки рук при входе в здание ФАП с.Завьяловское, что является нарушением требований п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13"Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
- Пионерская ОВП (623630, Свердловская обл., Талицкий район, п.Пионерский, ул.Октябрьская, 15)
1. При анализе медицинской документации установлено, что у Малышкиной С.А., 25.06.1968г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 08.04.2020 анамнез собран не в полном объеме, а именно, отсутствует следующая информация: выезжал ли пациент в течение последних 14 дней за рубеж, регионы Российской Федерации, неблагополучные по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, наличии контакта с больными COVID-19, общении с лицами, прибывшими из-за рубежа, других регионов РФ. Данный факт является нарушением п.11.2 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
2. Не организовано проведение лабораторного обследования на COVID-19 лиц старше 65 лет, обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания, а именно у Красноперовой А.А., 07.12.1953 г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 17.04.2020 не отобран биологический материал (мазки из носа и зева) для лабораторной диагностики COVID-19, что является нарушением п.11.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 от 30.03.2020 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19".
- Филиал с.Бутка ГАУЗ СО "Талицкая центральная районная больница" (623610, Свердловская обл., Талицкий район, с.Бутка, ул.Октябрьская, 18)
При анализе медицинской документации установлено, что у Земеровой Г.В., 15.12.1956г.ождения, с диагнозом ОРВИ от 08.04.2020, Хвостанцевой А.А., 09.11.2006г.рождения, с диагнозом ОРВИ от 06.04.2020 анамнез собран не в полном объеме, а именно, отсутствует следующая информация: выезжали ли данные пациенты в течение последних 14 дней за рубеж, регионы Российской Федерации, неблагополучные по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, наличии контакта с больными COVID-19, общении с лицами, прибывшими из-за рубежа, других регионов РФ. Данный факт является нарушением п.11.2 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
-Терапевтическое отделение (623640, Свердловская обл., Талицкий район, г.Талица, ул.Красноармейская, 23)
В условиях высокого риска внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019 работа терапевтического отделения не перестроена по типу инфекционного стационара, а именно с учетом того, что отделение оборудовано естественной вентиляцией, не исключено перетекание воздушных масс через систему вентиляции (в том числе инфекционных аэрозолей). Вентиляционные каналы не закрыты. В терапевтическом отделении 16 палат, на момент проверки на лечении в отделении находится 33 человека. Из них 5 человек с диагнозом внебольничная пневмония, остальные 28 человек с неинфекционными заболеваниями. В отделении 3 общих туалета, одна столовая, где осуществляется прием пищи пациентами. Выход пациентов из палат не ограничен, пациенты свободно прогуливаются по коридору отделения между процедурами.
Указанное является нарушением п.4.5 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", п.3.1 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 №9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".
Согласно временным методическим рекомендациям "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" от 08.04.2020 (версия 5) одним из клинических проявлений данного заболевания является пневмония.
С учетом того, что на 17.04.2020 в России зарегистрировано 32008 случаев заболевания новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Свердловской области 115 случаев заражения, стойким ежедневным приростом случаев заболевания, активной миграцией населения между регионами, не исключен занос инфекции на территорию Талицкого городского округа с дальнейшим распространением.
В судебном заседании представитель юридического лица ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» Агумава М.А., действующая на основании доверенности, указала, что ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» согласно с тем, что нарушения имели место, при этом руководством проведена разъяснительная беседа со старшей медицинской сестрой приемного отделения Решетниковой Г.В. о недопущении приема пищи в комнате отдыха отделения реанимации и интенсивной терапии при наличии аналогичного помещения в приемном отделении. Разработаны технологические инструкции по проведению комплекса дезинфекционных мероприятий в отношении аппаратов ИВЛ. Устранены нарушения в ФАП ведутся журнал здоровья сотрудников, проводится ежедневная термометрия и осмотр сотрудников, при входе установлен кожный антисептик для обработки рук. Медицинским работником с каждого пациента собирается полный эпидемиологический анамнез, с занесением в карту стационарного больного, амбулаторную карту.
Просила учесть, что ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» является фактически единственной медицинской организацией на территории Талицкого городского округа, является автономным учреждением, основное направление деятельности которого оказание медицинской помощи населению, общая численность работников более 800 человек. Согласно проведенному анализу финансового состояния ГАУЗ СО «Талицкой ЦРБ» по средствам ОМС за 5 месяцев 2020 года установлено, что фактические расходы превышают доходы. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» вынуждено приостановить платные услуги. Из этого следует, что учреждение не в состоянии самостоятельно покрывать данный дефицит средств. Ежемесячно ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» предоставляет в Министерство здравоохранения письма с просьбами выделить досрочный увеличенный аванс для оплаты обязательных расходов. Сумма штрафа является существенной для учреждения и может иметь негативные последствия в виде увеличения и образования кредиторской задолженности. Указывает на наличие исключительных обстоятельств, которыми являются сложное финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности; оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела - представление пояснений; правонарушение было совершено впервые, ненамеренный характер действий; социально направленная деятельность лица, привлекаемого к административной ответственности, - медицинская помощь населению.
Учитывая сложившуюся практику и рассматривая аналогичную ситуацию, а именно Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, который сделал вывод о том, что в отдельных случаях закрепленные в КоАП РФ минимальные размеры административных штрафов, предусмотренные за отдельные нарушения положений законодательства, значительно превышают негативные последствия для общества, государства в целом и отдельных лиц, на основании изложенных выше обстоятельств, в соответствие с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, просит назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Представлены письменные возражения на протокол (л.д.105-107).
Суд, заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что факт совершения юридическим лицом административного правонарушения установлен.
Поводом для возбуждения производства по делу об административном правонарушении явилось непосредственное выявление должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области нарушений, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных Государственным автономным учреждением здравоохранения Свердловской области "Талицкая центральная районная больница" при осуществлении медицинской деятельности в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с частью ст.2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.ст.26.2, 26.10, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таких доказательств суду представлено достаточно, все они допустимы.
Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N65).
Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.1 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п.1 ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п.2 ст.31).
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены пунктами 7.11, 7.12 санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.4.2318-08. Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N3.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)", как заболевание, представляющие опасность для окружающих.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации №7 от 18.03.2020 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации указано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 №100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1).
В силу СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N65 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3). В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.2.1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п.2.6). Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливают (с указанием места и времени) наличие контакта с больным инфекционным заболеванием или носителем, с больным животным или сырьем животного происхождения; факта употребления сырой воды, подозрительных продуктов питания; укусов насекомых, членистоногих, нахождения в природных условиях, получения травм, ожогов, ран, проведения медицинских манипуляций (инъекций, гинекологических, стоматологических, хирургических вмешательств и другие); других условий, при которых могло произойти заражение конкретной нозологической формой инфекционной или паразитарной болезни; сведения об иммунизации. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие) (п.11.2). Для постановки диагноза инфекционного или паразитарного заболевания больной с подозрением на заболевание должен быть обследован лабораторно в целях определения возбудителя, вызвавшего заболевание, любым из доступных методов диагностики. В очагах инфекционных и паразитарных болезней с определенным возбудителем диагноз может быть установлен на основании клинико-эпидемиологических данных без лабораторного подтверждения (п.11.3).
Р.1,6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" предусматривает, что во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений чистоты класса А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания.
В соответствии с п.4.5 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" необходимо обеспечить соблюдение режима инфекционного стационара в медицинских организациях, оказывающих стационарную помощь больным с подозрением на COVID-2019.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №9 от 30.03.2020 необходимо обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COV1D-19 лиц старше 65 лет, обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания.
В соответствии с п.3.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" необходимо обеспечить соблюдение противоэпидемического режима, исключающего риски инфицирования COVID-2019 в обсерваторах, медицинских организациях для госпитализации больных COVID-2019, обучение персонала работе с СИЗ и контроль за их использованием.
В соответствии с п.п.3.1, 3.7. Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендуется обеспечить детальный сбор эпидемиологического анамнеза у лиц, обращающихся в медицинские организации с симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию, внедрив в практику для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, сотрудников скорой медицинской помощи, приемных отделений стационаров, медицинских пунктов аэропортов опросники для сбора анамнеза. Необходимо принять меры по недопущению внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача №6 от 13.03.2020 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространению COVID-2019", высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано: 1.3. Провести работу с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по обеспечению выполнения рекомендаций по организации режима труда работников, в том числе по: обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня; использованию в помещениях оборудования по обеззараживанию воздуха; наличию в организации запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников; ограничению зарубежных командировок; использования аудио и видео селекторной связи для производственных совещаний и решения различных вопросов (при наличии технической возможности).
Согласно Письму Роспотребнадзора от 07.04.2020 N02/6338-2020-15 "О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников" (вместе с "МР 3.1/2.2.0170/3-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников. Методические рекомендации") в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры: 1.1. Организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками инфекционного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). 1.2. Организация при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками. 1.3. Ограничение доступа на предприятие (в организацию) лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением работ, связанных с производственными процессами (ремонт и обслуживание технологического оборудования).
В соответствии с п.2.1, 2.5.11 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV» (далее - постановление №5) руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья необходимо организовать работу медицинских организаций с приоритетом оказания первичной медицинской помощи на дому, лихорадящим больным с респираторными симптомами, в первую очередь лицам старше 60 лет, с привлечением дополнительного медицинского персонала, а также обеспечить отдельный прием через приемно-смотровые боксы и фильтр-боксы пациентов с признаками острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии. Необходимо обеспечить тщательный сбор медицинскими работниками эпидемиологического анамнеза при обращении за медицинской помощью лиц с признаками респираторной инфекции, вернувшихся с территорий, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
В силу п.3.2 Постановления главного государственного санитарного врача Свердловской области от 10.04.2020 №05/02-2 "О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области" в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям необходимо организовать и осуществлять следующие мероприятия: ограничение контактов между коллективами отдельных цехов, участков, отделов и функциональных рабочих групп, не связанных общими задачами и производственными процессами (принцип групповой ячейки). Разделение рабочих потоков и разобщение коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организация работы в несколько смен; ограничение передвижения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: выхода за территорию предприятий (организации), перемещение на другие участки, в отделы, помещения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей.
В предписании №66-14-17/17-1834-2020 от 18.04.2020 о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, ГАУЗ CO "Талицкая ЦРБ" предписано проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение внутрибольничного распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, а именно: разработка технологических, должностных инструкций и проведение комплекса дезинфекционных мероприятий, в т.ч. в отношении аппаратов ИВЛ; корректировка программ (планов) производственного лабораторного контроля каждой медицинской организации в части исследования дезсредств, воздуха, смывов с объектов внешней среды в связи с усилением противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции; ежедневный контроль за исполнением мер, предупреждающих занос в лечебно-профилактическую и исключающих внутрибольничное распространение COVID-19, силами администрации и госпитальных эпидемиологов. Данное предписание получено юридическим лицом 20.04.2020 (вх. № 1190) (л.д.92-94).
В нарушение приведенных выше положений законодательства, а также требований предписания ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» проводится неполный комплекс мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУЮ-2019, допускаются нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что в полном объеме нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Данные нарушения были выявлены в ходе эпидемиологического расследования, проведенного должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, в отношении ГАУЗ СО "Талицкая ЦРБ".
Данное эпидемиологическое расследование было проведено, в установленном законом порядке на основании приказа начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлове, Камышловском и Пышминском районах №66-00-01/01-158-2020 от 11.04.2020 в целях минимизации рисков внутрибольничной передачи и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в отношении неограниченного круга лиц, находящихся в медицинских организациях и медицинских работников (л.д.44-48,50).
О предстоящем проведении, изложенных в приказе мероприятий законный представитель юридического лица был уведомлен (л.д.49, 51,52).
Расследование было проведено в присутствии, уполномоченных представителей медицинского учреждения и завершено, в установленный приказом срок. В ходе его проведения, выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных юридическим лицом при осуществлении деятельности, которые зафиксированы в акте №482\2020-57 от 24.04.2020, составленном должностным лицом по результатам проведения эпидемиологического расследования, в указанном документе так же подробно описаны, все, проведенные в рамках расследования мероприятия (л.д.14-43).
Акт расследования был вручен законному представителю юридического лица, что подтверждается его подписью в названном документе. Каких - либо замечаний относительно достоверности, изложенных в нем, а так же в последующем приведенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельств законным представителем приведено не было.
В связи с выявленными нарушениями 22.05.2020 в отношении ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ (л.д.5-11).
Процессуальный документ в отношении юридического лица соответствует, предъявляемым к нему законом требованиям, был составлен, в установленном законом порядке, уполномоченным на его составление, должностным лицом, с соблюдением, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Приведенные обстоятельства, как и иные, необходимые для правильного разрешения дела сведения, отражены в протоколе об административном правонарушении (л.д.5-11).
Каких-либо замечаний по поводу неполноты, либо недостоверности, изложенной в нем информации, привлекаемой, приведено не было.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что вина юридического лица в совершении правонарушения доказана, вся совокупность доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о том, что ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» при осуществлении медицинской деятельности в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не в полном объеме выполнив противоэпидемические мероприятия в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Действия ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» суд квалифицирует по ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении противоэпидемических мероприятий, совершенное в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При избрании меры наказания суд, руководствуясь ч.3 ст.4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Юридическим лицом совершено правонарушение против здоровья населения.
Обстоятельств, которые в соответствии со ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются отягчающими административную ответственность судом не установлено.
Ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных и аналогичных правонарушений, впервые привлекается к административной ответственности, также судом учитывается полное признание вины юридическим лицом, оказание содействия административному органу в установлении обстоятельств дела - представление пояснений; также учитывается социально направленная деятельность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - медицинская помощь населению. Приведенные обстоятельства суд, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ учитывает в качестве обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Принимает суд во внимание и финансовое состояние ГАУЗ СО «Талицкой ЦРБ», являющегося автономным государственным учреждением, у которого, согласно представленным в суд данным, по средствам ОМС за 5 месяцев 2020 года фактические расходы превышают доходы; в связи с распространением новой коронавирусной инфекции учреждение вынуждено было приостановить и уменьшить объем платных услуг; учреждение самостоятельно не покрывает дефицит средств (л.д.115-130).
Также судом учитывается, что юридическим лицом приняты меры для устранения выявленных нарушений (л.д.108-114).
Согласно части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, данные о юридическом лице, его финансовое положение, суд полагает, что имеется совокупность обстоятельств, которые являются исключительными, позволяющими применить положения ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и считает возможным назначить ГАУЗ СО «Талицкая ЦРБ» административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ - 100000рублей. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
Вместе с тем суд не находит оснований для применения положений ст. 2.9. КоАП РФ, предусматривающих возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, так как указанный институт, направленный на избежание чрезмерного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при назначении административного наказания, обозначает в качестве основного критерия малозначительности правонарушения, отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, принимая во внимание степень общественной опасности совершенного в условиях, действующих в стране беспрецедентных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции административного правонарушения, суд полагает, что оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.1, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Талицкая центральная районная больница" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, назначить наказание с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 100000 (Сто тысяч) рублей.
Разъяснить, что согласно ч.3 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (наименование получателя платежа УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, код ОКТМО 65724000, номер счета получателя платежа 40101810500000010010, наименование банка: Уральское ГУ Банка России, КБК 14111601061010003140; наименование платежа: Административный штраф согласно определению №66-14-05-10/06-4314-2020 от 11.06.2020, УИН 14102660016720001310).
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ст.31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.1). С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (ч.2).
В силу ч.5 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд Свердловской области.
Судья О.С.Коршунова