Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4641/2022 ~ М-4126/2022 от 12.10.2022

Дело № 2-4641/2022

64RS0043-01-2022-006113-93

Решение

Именем Российской Федерации

08 декабря 2022 года г.Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе

председательствующего судьи Магазенко Ю.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакунова ФИО10 к Саратовскому региональному оператору акционерному обществу «Ситиматик» о защите прав потребителя,

установил:

Сакунов ФИО11 обратился в суд с вышеуказанным иском к Саратовскому региональному оператору акционерному обществу «Ситиматик» о защите прав потребителя.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. Более 10 лет в данном жилом помещении никто не зарегистрирован и не проживает, несмотря на это ответчик производит начисления за коммунальную услугу, которой никто не пользуется. Судебным приказом мирового судебного участка №5 Волжского района г. Саратова с истца были взысканы в пользу ответчика денежные средства в качестве задолженности за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО в размере 18 625 руб. 17 коп. Поскольку истец не согласен с данной задолженностью, подал заявление на отмену данного судебного приказа. Считает данные начисления являются незаконными и противоречат действующему законодательству.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать факт оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком истцу отсутствующим. Признать договор об оказании услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком не заключенным; признать выставленную задолженность ответчика за предоставленную услугу по обращению с ТКО на сумму 18 625 рублей 17 копеек незаконной и освободить истца от её уплаты; Возложить на ответчика обязанность не начислять денежные средства за коммунальную услугу по обращению с ТКО истцу; взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 1 000 рублей.

Истец и его представитель в судебное заседание не явились, предоставили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от
10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из совокупности изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Статьями 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников жилого помещения по своевременному и в полном объеме внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2).

Федеральный закон от 24 нюня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).

Судом установлено и следует из материалов дела, Сакунов ФИО12 является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Истец в исковом заявлении указывает, что более 10 лет в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированных лиц не имеется, и в подтверждении данных обстоятельств в материалы дела представил адресные справки, выданные ОВМ ОП № 1 в составе УМВД России по г. Саратову 06 декабря 2022 года, из которых следует, что Сакунов ФИО13 Сакунов ФИО14 Сакунов ФИО15., Сакунова ФИО16 сняты с регистрационного учета в период с 23 сентября 2015 года по 09 июля 2016 года.

Кроме этого, Сакуновым ФИО17 представлена справка с места работы о том, что он работает слесарем аварийно-восстановительных работ 4 разряда Цеха энергоснабжения Новоуренгойской службы энерговодоснабжения Уренгойского филиала ООО «Газпром энерго» с 18 февраля 2019 года по настоящее время.

Как установлено судом, ответчик является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории города Саратова.

Доказательств заключения между истцом и ответчиком письменного договора об оказании последним услуг сторонами в суд не представлено, судом не добыто.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора
(п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по лицевому счету , открытому по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ производится по формуле 9 (1) Приложения № 2 Правил № 354: исходя из нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области; единого тарифа на услугу Саратовского регоператора; количества постоянно (временно) зарегистрированных граждан.

С августа 2018 года по февраль 2021 года начисление производилось из расчета на 4-х человек. С марта 2021 года начисление производится из расчета на 2-х человек.

При этом, суд обращает внимание на то обстоятельство, что истцом в адрес ответчика не предоставлялись сведения о количестве лиц, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета в жилом помещении, по адресу: <адрес>,
<адрес>, так же как и не предоставлялись сведения о том, что в данном жилом помещении лица не проживают временно, либо постоянно.

Пунктом 148(36) Правил установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Вопреки доводам искового заявления, не проживание истца в спорном жилом помещении, в силу вышеприведенных норм права, не освобождает его от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от
ДД.ММ.ГГГГ N 52-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 562 и 14836 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки ФИО8», в силу пункта 56.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148.36 данных Правил.

Непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации по месту жительства (равно как и факт отсутствия таковой) сам по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (постановления от
04 апреля 1996 года N 9-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П, от 04 октября 2016 года N 18-П, от 30 июня 2021 года N 31-П и др.).

Основываясь на этом, действующее правовое регулирование не связывает право потребителя на перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг в занимаемом им жилом помещении с наличием либо отсутствием регистрации в этом жилом помещении (Определение от 18 июля 2019 года N 2021-О).

Соответственно, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. Иное фактически означало бы игнорирование требования о временном отсутствии как условии соответствующего перерасчета, что, в свою очередь, приводило бы к неправомерному освобождению такого собственника от платы за указанную коммунальную услугу и тем самым влекло бы негативные последствия для поддержания разумного баланса публичных и частных интересов в данной сфере отношений.

Таким образом, даже если в жилом помещении постоянно ни кто не проживает, расчет платы ведется как минимум из расчета на одного собственника.

В связи с наличием у истца оспариваемой задолженности в размере 18 259 рублей 97 копеек мировым судьей судебного участка № 5 Волжского района г. Саратова
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ответчика вынесен судебный приказ о взыскании с истца задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно материалам гражданского дела судебный приказ от
09 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка № 5 Волжского района
г. Саратова отменен 03 октября 2022 года.

Поворот исполнения судебного приказа мировым судьей судебного участка № 5 Волжского района г. Саратова произведен 21 ноября 2022 года, 18 259 рублей 97 копеек взысканы с ответчика в пользу истца.

Из предоставленных представителем АО «Ситиматик» сведений - платежного документа за декабрь 2022 года установлено, что судебный приказ исполнен в сентябре 2022 года, сумма в размере 18 259 рублей 97 копеек взыскана с Сакунова ФИО18 в настоящий момент имеется переплата на сумму 3 303 рубля 29 копейки.

Доказательств подтверждающих незаконные действия Регионального оператора Саратовского филиала АО «Управление отходами» по начислению ежемесячных денежных средств за оказываемую услугу, в суд не представлено.

В связи с выше изложенным, у суда отсутствуют основания о признании факта оказания услуг по обращению с ТКО отсутствующим, признании договора об оказании услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком не заключенным; признании выставленной задолженности за предоставленную услугу по обращению с ТКО на сумму 18 625 рублей 17 копеек незаконной и освобождении истца от её уплаты, возложив на ответчика обязанность не начислять денежные средства за коммунальную услугу по обращению с ТКО истцу.

По указанным основаниям, учитывая, что истцом не представлено доказательств незаконности действий ответчика, равно как и доказательств причинения действиями ответчиком истцу каких-либо нравственных страданий суд также не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца заявленной компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░19 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░

2-4641/2022 ~ М-4126/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сакунов Евгений Сергеевич
Ответчики
Саратовский регоператор ФЛ АО "Ситиматик"
Другие
Большакова Мария Владимировна
Суд
Волжский районный суд г. Саратова
Судья
Магазенко Юрий Федорович
Дело на сайте суда
volzhsky--sar.sudrf.ru
12.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2023Дело оформлено
21.03.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее