<данные изъяты>
Дело № 2-242/2022 УИД: 29RS0021-01-2023-000027-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 25 апреля 2023 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А.
при секретаре Сахарове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плесецкого территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области, муниципальному унитарному предприятию «Плесецк - ресурс», обществу с ограниченной ответственностью «Гидроресурс» об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратилось в суд с иском к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области. Требования мотивирует тем, что в эксплуатации ответчика находятся водные объекты: водозаборные скважины № 3 (п. Пуксоозеро, 5), №4 (п.Белое озеро), скважина буровая (п.Липаково), озеро Сухое (п.Холмогорская), не имеющие санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Ссылаясь на положения ст.42 Конституции РФ, ст.ст.8, 11, 18 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 6, 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении», просит обязать ответчика получить санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии вышеуказанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (далее СЭЗ) в срок до 20.12.2023, обязать прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям по адресам расположения вышеуказанных скважин с 20.12.2023 до получения СЭЗ, а также организовать обеспечение населения и иных потребителей по адресам расположения вышеуказанных скважин питьевой водой, соответствующей п.75 СаНПиН 2.1.3684-21, из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства РФ, на период запрета использования водоисточников.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное унитарное предприятие «Плесецк - ресурс», общество с ограниченной ответственностью «Гидроресурс».
В судебное заседание представители истца и ответчиков не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ООО «Гидроресурс» ФИО2 представил письменный отзыв на иск, в котором указывает, что с исковыми требованиями не согласен. ООО «Гидроресурс» передана в пользование скважина в п.Липаково. Получению СЭЗ предшествует процедура проведения санитарно – эпидемиологической экспертизы водного объекта, которая проводится в отношении водного объекта, используемого в целях питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения. Обществу выдана лицензия по скважине п.Липаково, в соответствии с которой целевое назначение – добыча подземных вод для технического водоснабжения. Соответственно, для источников технического водоснабжения получение СЭЗ не нужно.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11 ФЗ №52-ФЗ от 30.03.1999).
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1, 3 ст.23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность осуществления производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно п.75 СанПиН 2.1.36-84-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Судом установлено, что водные объекты - водозаборные скважины: № 3 (п. Пуксоозеро, 5), №4 (п.Белое озеро) переданы в безвозмездное пользование МУП «Плесецк – ресурс»; скважина буровая (п.Липаково) передана в безвозмездное пользование ООО «Гидроресурс», водопровод от озера Сухое (п.Холмогорская) находится в собственности Плесецкого муниципального округа.
МУП «Плесецк – ресурс», администрацией Плесецкого муниципального округа не получены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения закона, на МУП «Плесецк – ресурс», подлежит возложению обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта по водозаборным скважинам: № 3 (п. Пуксоозеро, 5), №4 (п.Белое озеро), на администрацию Плесецкого муниципального округа – по водопроводу от озера Сухое (п.Холмогорская).
Согласно решению Плесецкого районного суда на администрацию Плесецкого муниципального округа возложена обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в срок до 01 октября 2024 года.
Учитывая сроки, установленные решением Плесецкого районного суда от 22.12.2022, а также тот факт, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов необходимо разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, суд считает возможным установить срок для исполнения указанной обязанности – до 01 октября 2025 года.
Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 25.03.2021 №336-р, ООО «Гидроресурс» предоставлено право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории МО «Федовское» (с.Федово скв. №1713 и п.Липаково СКВ. №001) для добычи подземных вод, которые будут использоваться для технического водоснабжения.
Как следует из копии лицензии АРХ 00773, ООО «Гидроресурс» выдана лицензия на добычу подземных вод для технического водоснабжения (.Федово и п.Липаково).
Исходя из буквального толкования норм статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов требуется при использовании водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях.
Поскольку ООО «Гидроресурс» использует водный объект – скважину в п.Липаково в целях технического водоснабжения, то получение СЭЗ не требуется, следовательно, в удовлетворении исковых требований к ООО «Гидроресурс» необходимо отказать.
По требованию об обязании прекратить подачу питьевой воды населению и потребителям по адресам расположения вышеуказанных водозаборных скважин до получения СЭЗ суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ч. 10 ст. 21 данного Федерального закона в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п.п. 1 - 3 ч. 1, п.п. 1, 5-7 ч. 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.12.2012 № 1204 утверждены критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды, согласно которым существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования (п. 2).
Истцом не представлено доказательств того, что имеется существенное ухудшение качества воды по вышеуказанным водозаборным скважинам, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований либо возражений.
Таким образом, основания для прекращения подачи воды отсутствуют, в удовлетворении требований в данной части необходимо отказать.
Также необходимо отказать в удовлетворении требования к Плесецкому муниципальному округу об обязании организовать обеспечение населения и иных потребителей по адресам расположения скважин питьевой водой, соответствующей п.75 СаНПиН 2.1.3684-21, из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства РФ, на период запрета использования водоисточников, поскольку оно является производным от требования о прекращении подачи воды, в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № 3 (░. ░░░░░░░░░░, 5); №4 (░.░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░ (░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2025 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ - ░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № 3 (░. ░░░░░░░░░░, 5); №4 (░.░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░░░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░ (░.░░░░░░░░░░░░) ░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № 3 (░. ░░░░░░░░░░, 5); №4 (░.░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░.░░░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░ (░.░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.75 ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>