Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-1180/2023 от 17.10.2023

    Судья Садыков И.И.                                              УИД 16RS0040-01-2023-004309-90

                                             Дело № 5-583/2023

                                               Дело № 7-1180/2023

решение

    8 ноября 2023 года                                                                          город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан А.Ф. Давлетшина

при помощнике судьи О.А. Разваловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кахоров Г.Ш. на постановление Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

    проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Кахоров Г.Ш. – Маслова Б.В., поддержавшего доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

2 октября 2023 года в 15 часов 45 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Узбекистан – Кахоров Г.Ш. въехал на территорию Российской Федерации 16 мая 2023 года и пробыв непрерывно 90 дней без оформления документов на право пребывания, выехал 12 августа 2023 года, однако в этот же день снова заехал на территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования части 1, 2 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», части 12 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Постановлением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, Кахоров Г.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Кахоров Г.Ш. просит постановление суда первой инстанции изменить, исключив из него указание на дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указывается, что Кахоров Г.Ш. вновь въехал на территорию Российской Федерации за счет собственных средств с целью лечения.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Кахорова Г.Ш. – Маслов Б.В. поддержал жалобу, по изложенным в ней доводам в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили. С учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Объектом состава административного правонарушения, закрепленного в статье 18.8 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении: - правил въезда в Российскую Федерацию; - правил пребывания (проживания) в Российской Федерации, т.е. въезд в Российскую Федерацию в нарушение правил миграционного учета, передвижения или выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации; - обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, когда это установлено федеральным законом.

Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Объектом правонарушений выступают общественные отношения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся в нарушении режима пребывания (проживания) в Российской Федерации: - без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; - при утрате документов, дающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и неподаче заявления об их утрате в миграционный орган; - связанным с уклонением от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Субъектами правонарушения выступают физические лица, а именно иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Из материалов дела усматривается, что 2 октября 2023 года в 15 часов 45 минут в ходе проверки документов по адресу: <адрес> установлено, что гражданин Республики Узбекистан – Кахоров Г.Ш. въехал на территорию Российской Федерации 16 мая 2023 года и пробыв непрерывно 90 дней без оформления документов на право пребывания, выехал 12 августа 2023 года, однако в этот же день снова заехал на территорию Российской Федерации, тем самым нарушив требования части 1, 2 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», части 12 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», о чём составлен протокол об административном правонарушении от 2 октября 2023 года № 2604009.

Оценивая исследованные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вина Кахорова Г.Ш. подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 2 октября 2023 года № 2604009; объяснением сотрудника, рапортами сотрудников полиции; сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ; копией паспорта гражданина Республики Узбекистан Кахорова Г.Ш.

Указанные доказательства были оценены судом первой инстанции в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Кахорова Г.Ш. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Кахорову Г.Ш. разъяснены.

В постановлении суда первой инстанции по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях Кахорова Г.Ш. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Частью 12 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.

Согласно данным из ФМС России АС ЦБДУИГ, Кахоров Г.Ш. пробыв в Российской Федерации непрерывно девяносто дней (с 16 мая 2023 года по 12 августа 2023 года), въехал повторно на территорию Российской Федерации 12 августа 2023 года, не имея на это права, что также подтверждается соответствующей отметкой в национальном паспорте Кахорова Г.Ш., а также миграционной карте .....

Таким образом, действия Кахоров Г.Ш. подлежали квалификации по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, а не по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вопреки указанию в постановлении Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.8 и частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, не ухудшается положение лица, в отношении которого возбуждено дело, в результате переквалификации подведомственность рассмотрения дела не изменяется.

На основании представленных в деле доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Кахорова Г.Ш. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Переквалификация действий Кахорова Г.Ш. с части 1.1 статьи 18.8 на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ согласуется с требованиями пункта 2 части 2              статьи 30.17 КоАП РФ и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Доводы, которыми аргументирована жалоба, не содержат оснований для отмены вынесенного постановления суда первой инстанции, поскольку не освобождают Кахорова Г.Ш. от ответственности за нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Кахоров Г.Ш. близких родственников из числа граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не имеет. При этом, Кахоров Г.Ш. в протоколе об административном правонарушении от 2 октября 2023 года № 2604009 собственноручно указал, что вину признает, с протоколом согласен, жена и дети находятся в Республике Узбекистан.

Вопреки доводам жалобы принятое судьей решение о выдворении гражданина Республики Узбекистан – Кахорова Г.Ш. за пределы Российской Федерации является обоснованным установленными судом обстоятельствами. Оснований считать назначенное административное наказание чрезмерно суровым не имеется.

Исходя из данных о личности нарушителя и конкретных обстоятельств дела, судья не усматривает оснований для отмены, назначенного ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Существенных процессуальных нарушений, нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, вынесенное в отношении Кахорова Г.Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1               статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем переквалификации совершенного Кахоровым Г.Ш. правонарушения с части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ на часть 1 статьи 18.8 КоАП РФ. В остальной части указанный судебный акт следует оставить без изменения.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кахоров Г.Ш., изменить.

Переквалифицировать действия Кахоров Г.Ш. с части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части постановление Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года оставить без изменения.

Назначить Кахоров Г.Ш. административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья                                                                                                        А.Ф.Давлетшина

7-1180/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Кахоров Гайратжон Шухратзода
Другие
Родина О.И.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Давлетшина Аида Фаридовна
Статьи

ст.18.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tat.sudrf.ru
17.10.2023Материалы переданы в производство судье
08.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее