Дело № 2-118/2020 17 марта 2020 года
УИД 29RS0003-01-2019-000794-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Цыбульниковой О.Е.,
при секретаре Мордовской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Коряжме 17 марта 2020 года гражданское дело по иску Соколовой В. В. к Борисову Ю. Н. о признании права собственности в порядке наследования на ? долю наследственного имущества ФИО,
установил:
Соколова В.В. обратилась в суд к Борисову Ю.Н. о признании права собственности в порядке наследования на ? долю наследственного имущества ФИО.
В обоснование заявленных требований указала, что она является наследником ФИО 1 по закону. Вторым наследником является Яткова Е.В. Истец в установленный законом срок обратилась с заявлением о принятии наследства умершего. При рассмотрении гражданского дела по иску Борисова Ю.Н. о признании права собственности на жилое помещение узнала, что ФИО (бабушка) завещала ее отцу и Борисову Ю.Н. в равных долях квартиру <адрес>. Поэтому просила признать за ней право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности квартиры <адрес> и ? земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с определением суда от 20.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Яткова Е.В.
Истец, его представитель, ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель истца, ответчик в заявлениях просили дело рассмотреть в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным дело рассмотреть без участия сторон и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исследовав письменные материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 11 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом, независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство и момента государственной регистрации права собственности на наследственное имущество.
По смыслу указанных правовых норм, наследник, принявший наследство и не отказавшийся от него в течение срока, установленного для принятия наследства, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство и момента государственной регистрации права собственности на наследственное имущество.
Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество (абзац четвертый пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Пунктом 4 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ определено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, свидетельства о праве на наследство.
Как следует из материалов дела, истец Соколова (добрачная фамилия Яткова) В.В. является дочерью умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец приняла наследство умершего отца, то есть с момента открытия наследства, в соответствии с положениями закона и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ является собственником причитающейся ей части имущества умершего ФИО 1, который в свою очередь также принял наследство матери ФИО в установленные законом сроки.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Однако, признание права собственности на жилое помещение в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на жилое помещение.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот недвижимых вещей.
Учитывая вышеизложенные нормы права в их взаимосвязи с разъяснениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного, по его мнению, права.
Каких-либо доказательств в нарушение ст. 56 ГПК РФ о том, что Соколова В.В. надлежащим образом обращалась в уполномоченный орган за регистрацией права собственности и отказа в регистрации права собственности на спорное жилое помещение стороной истца не представлено, а судом не добыто.
При изложенных обстоятельствах, в настоящее время соответствующее право истца на приобретение в собственность ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не нарушено, поэтому судебной защите не подлежат.
Оснований для удовлетворения исковых требований Соколовой В.В. о признании права собственности на ? долю земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, также не имеется, поскольку указанный земельный участок (кадастровый №) принадлежит на праве собственности ФИО7, и наследодателю не принадлежал, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и пояснениями ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Соколовой В. В. к Борисову Ю. Н. о признании права собственности в порядке наследования на ? долю наследственного имущества ФИО оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (17 марта 2020 года).
Председательствующий О.Е. Цыбульникова