Дело № 2-3310/2023
59RS0007-01-2022-002562-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Чураковой О.А.,
при секретаре Бусыгиной Е.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности заключить договор социального найма, проведении текущего, капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился с суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности на ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с типовым договором найма жилого помещения утвержденным приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, считающимся заключенным с августа ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом тарифа платы за жилое помещение и коммунальные услуги действующие на момент заключения договора, также обязать ответчика произвести капитальный, текущий ремонт с установкой приборов учета электричества, горячего и холодного водоснабжения.
В обоснование требований истец указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, обращался к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, но получил письменный отказ ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в иске поддержал, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В силу требований ч.2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводного закона) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, ст. 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права жилые помещения по адресу: <адрес> (комната общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м., и комната общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м.), закреплены на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Пермскому краю, которые в свою очередь относятся к специализированным жилым помещениям.
Ответчик указывает, что в реестре федерального имущества учитываются сведения о здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, закреплённом на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Пермскому краю.
ФИО1 проходил службу в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ уволен из ОВД в соответствии с п. "В" ч. 7 ст. 19 по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, на основании приказа ГУ МВД по Пермскому краю л/с № от ДД.ММ.ГГГГ., выслуга составляет ДД.ММ.ГГГГ лет, ДД.ММ.ГГГГ месяцев, что подтверждается выпиской из приказа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на период его работы в должности милиционера-бойца в ГУ МВД по Пермскому краю, выдан ордер № на право занятия жилой площади в семейном общежитии по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 состоит на учете по улучшению жилищных условий, что подтверждается справкой заместителя начальника ОИЗОиСО УОТО ГУ МВД России по Пермскому краю.
Из ответов Администрации г. Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми» следует, что жилые помещения по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества в составе имущества муниципальной казны города Перми не числятся.
Истец обращался в ГУ МВД России по Пермскому краю в ДД.ММ.ГГГГ годах с заявлением о заключении с ним договора социального найма, по спорным помещениям. Письменными ответами ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, истцу разъяснено о невозможности заключения с ним договора социального найма, в связи с тем, что в настоящий момент ФИО1 не является действующим сотрудником полиции, помещения входят в состав общежития, которое является специализированным фондом, дом в муниципальную собственность не передан.
В материалы дела представлены судебные акты о взыскании с ФИО1 задолженности за найм, жилищно-коммунальные платежи, по спорным помещениям, за прошлые периоды, в связи с отсутствием добровольной оплаты ФИО1 данных обязанностей.
Согласно сведений системы ГИС ЖКХ, многоквартирный жилой <адрес> года постройки по адресу: <адрес>, находится в управлении ООО УК "Владимирский" (ИНН ДД.ММ.ГГГГ) на основании договора управления с ДД.ММ.ГГГГ, ресурсоснабжающими организациями являются -ООО "НОВОГОР-ПРИКАМЬЕ", ПАО "ПЕРМЭНЕРГОСБЫТ", ПАО «Т ПЛЮС».
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ года, МКД по адресу: <адрес>, включено в проект, на ДД.ММ.ГГГГ – ремонт крыши, ДД.ММ.ГГГГ –ремонт внутридомовых инженерных систем (электро, тепло, газо, водоснабжение, водоотведение).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку спорное служебное жилое помещение было предоставлено ФИО1 до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании положений ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент вселения истца в указанное помещение) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР, ч. 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.
Материалами дела подтверждается факт вселения ФИО1 в спорные жилые помещения в связи с трудовыми отношениями с ГУ МВД России по Пермскому краю с соблюдением действовавшего в тот период времени порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений, то есть на основании служебного ордера.
Жилое помещение было предоставлено истцу в ДД.ММ.ГГГГ году как служебное из специализированного жилищного фонда ввиду наличия трудовых отношений, при этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Сам по себе факт проживания ФИО1 в спорном жилом помещении после истечения срока действия договора и прекращения трудовых отношений, не изменяет возникший в отношении спорного жилья правовой режим и не свидетельствует о приобретении истцом права пользования таким жильем на условиях социального найма.
При этом договор найма специализированного жилого помещения, заключенный с истцом, является прекращенным, поскольку договор заключался на период трудовых отношений, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, применению не подлежат, и жилое помещение статус служебного не утратило.
Поскольку ФИО1 сотрудником органов внутренних дел не является, договор прекращен, основания для понуждения ГУ МВД России по Пермскому краю заключить договор социального найма в судебном порядке отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Пунктом 2 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения и названная плата вносится в управляющую организацию (статья 155), из анализа этих норм следует обязанность управляющей организации по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Понятие текущего и капитального ремонтов содержится в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 312 (далее - ВСН 58-88 (р).
Согласно п. 4.5 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, текущий ремонт включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел II).
Согласно указанным Правилам к текущему ремонту относится, в том числе, устранение отдельных неисправностей, таких как оконные и дверные заполнения, краны, об устранении которых ссылается истец.
Подобный перечень работ содержится в абз. 2, 3 пп. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315. А именно, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Рассматривая требования истца о том, что внутриквартирные работы по замене сантехники, электрики, газового оборудования (газовых плит) должны быть возложены на ответчика, суд признает их необоснованными.
Согласно абз. 2 подп. "е" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315, Перечню работ по ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, утвержденному приказом Госкомархитектуры при Госстрое от 23 ноября 1988 года N 312 (приложение N 8), Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 г. (приложение N 3) к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся, в том числе, следующие работы: замена унитазов всех видов; ремонт или смена электропроводки от ввода в квартиру (кроме мест общего пользования в коммунальных квартирах); замена электрических и газовых плит.
При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права, требования истца по проведению ремонта в жилых помещениях должны быть отнесены к текущему ремонту, производство которого в силу закона возложено на нанимателя жилого помещения.
В силу вышеприведенных норм, а также части 2.3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации в период действия договорных отношений управляющая организация несет ответственность за ненадлежащее содержание общедомового имущества.
Являясь пользователем общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположено служебное жилое помещение, а также потребителем услуг управляющей организации по управлению и содержанию общего имущества, коммунальных услуг, получая и потребляя такие услуги в личных целях в процессе реализации жилищных прав и оплачивая эти услуги, наниматель по договору найма служебного жилого помещения вступает в правоотношения с управляющей организацией.
Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2016 N 649, от 27.03.2018 N 331) установлен порядок оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно договора управления с ООО УК "Владимирский", в перечень работ по текущему ремонту имущества многоквартирного дома в т.ч. входит ремонт инженерных систем многоквартирного дома, общего санитарно-технического оборудования, электротехнического оборудования, следовательно, истцом не правомерно заявлены требования к ответчику о проведении ремонта в части инженерных систем многоквартирного дома.
Положения Федерального закона Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возлагают на собственника общежития обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов именно всего здания как единого объекта, тогда как обязанности собственника здания общежития по оснащению индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов отдельных жилых и нежилых помещений в таком здании указанный выше Федеральный закон не предусматривает. Сказанное также исключает возможность возложения на ответчика обязанности по оснащению занимаемого истцом жилого помещения индивидуальными приборами учета.
Кроме того, суд учитывает отсутствие доказательств со стороны истца о необходимости проведения капитального ремонта в жилых помещениях и о фактическом состоянии данных помещений, однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик сослался на тот факт, что истец в ДД.ММ.ГГГГ году отказал в натурном осмотре жилого помещения.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований истца о возложении обязанности заключить договор социального найма, проведении текущего, капитального ремонта жилых помещений, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Пермскому краю о возложении обязанности заключить договор социального найма, проведении текущего, капитального ремонта - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми.
Судья О.А. Чуракова
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023г.