Дело № 2-3876/2021
25RS0002-01-2021-007806-86
Мотивированное решение
изготовлено 16.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2021 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Приморского края о признании права на медицинскую помощь, возложении обязанности обеспечить необходимым лекарственным препаратом,
установил:
истец обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 является инвалидом II группы (инвалид с дества), с установленным диагнозом: Е84 Муковисцидоз, тяжелое течение. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2 ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит (атрофические изменения поджелудочной железы). Желчно-каменная болезнь. Белково-энергетическая недостаточность. Хронический полипозный риносинусит. Данный диагноз внесен в перечень редких (орфанных) заболеваний, утвержденный Минздравом России. В связи с имеющимся заболеванием ФИО1 была госпитализирована в ГБУЗ «ГКБ им. Д.Д. Плетнева ДЗМ» г. Москвы, где получила рекомендации на недавно зарегистрированный в Российской Федерации лекарственный препарат лумакафтор/ивакафтор (т.н. Оркамби) (200 мг/125 мг) с назначение по две таблетки два раза в сутки, с выдачей рекомендаций от ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» г. Москвы. На основании рекомендаций, выданных ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» г. Москвы, с учетом тяжести и постоянного ухудшения состояния здоровья, даже с имеющийся базовой терапией, по месту жительства, в КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» была проведена врачебная комиссия на назначение препарата «Оркамби» по жизненным показаниям. Вместе с тем, Министерством здравоохранения Приморского края было отказано в выдаче данного препарата, поскольку он не включен в Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи». Считает отказ Министерства здравоохранения Приморского края неправомерным.
Просит суд обязать ответчика ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать истца препаратом «Оркамби» в необходимом количестве, в соответствии с рекомендациями, обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, суду пояснив, что данный препарат жизненно необходим истцу, в связи с поставленным диагнозом.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поскольку ФИО1 обеспечена лекарственными препаратами по всем выписанным и предъявленным в аптеку рецептам. Лекарственный препарат «Оркамби» не входит в перечень жизненоважных лекарственных препаратов. Более того, законодательством Российской Федерации не установлено полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию (обеспечению) оплаты лекарственных средств отдельных категорий граждан. Ответчик производит закупку лекарственных препаратов за счет финансирования.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).
Каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20 Конституции РФ).
Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 816-О-О).
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье, как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с пункт 2 части 3 статьи 80 Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
Врачебная комиссия создаётся в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учёта данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 дата года рождения является инвалидом II группы, о чем свидетельствует справка МСЭ-2007 №, выданная повторно дата, срок инвалидности – бессрочно.
Согласно выписки из медицинской карты стационарного больного № ИБ 102694-21, ФИО1 установлен диагноз: Е84.0 Муковисцидоз (F508del/E92K), тяжелое течение. Диффузные бронхоэктазы. Диффузный пневмосклероз. ДН 2 ст. Хроническое инфицирование дыхательных путей P.aeruginosa. Хронический панкреатит (атрофические изменения поджелудочной железы). Желчно-Каменная болезнь. Белково-энергетическая недостаточность. Хронический полипозный риносинусит.
В соответствии с рекомендациями ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от дата ФИО1 рекомендована терапия препаратом лумакафтор/ивакафтор (200 мг/125 мг) (т.н. ОРКАМБИ) по 2т. х 2 раза/сутки постоянно.
Решением врачебной комиссии, оформленным протоколом ВК КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» № от дата, установлено, что ФИО1 по жизненным показаниям нуждается в обеспечении препаратом лумакафтор/ивакафтор (200 мг/125 мг) по 2т. х 2 раза/сутки постоянно.
Поскольку нуждаемость ФИО1 по жизненным показаниям в обеспечении препаратом лумакафтор/ивакафтор подтверждена заключением врачебной комиссии ВК КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» № от дата, то исходя из положений ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», по смыслу которой допускается назначение и применение лечебных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о признании права на медицинскую помощь, возложении обязанности обеспечить необходимым лекарственным препаратом.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, доводы ответчиков о том, что бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами осуществляется исключительно в гарантированном государством объеме в рамках соответствующих перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и не предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, не включенными в перечень лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, за счет бюджетных средств, основаны на неверной трактовке положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации", Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов, противоречат гарантированному ст. 41 Конституции Российской Федерации праву гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещённые законодательством РФ источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (п. 9.2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
При этом, орган государственной власти субъекта РФ вправе за счет доходов бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансирования обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных программой соответствующих нормативов: определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Приморского края в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Приморского края, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 12 ноября 2019 года № 747-па, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: реализует государственную политику в области охраны здоровья населения на территории Приморского края; защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 2.1.1); осуществляет ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (2.1.2); разрабатывает программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, осуществляет контроль за их реализацией (п. 2.1.3); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включённых в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности; организует обеспечение граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.1.5).
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Приморского края возложена на Министерство здравоохранения Приморского края.
Поскольку препарат лумакафтор/ивакафтор («Оркамби») является жизненно необходимым препаратом для лечения заболевания истца, что установлено решением врачебной комиссии, суд в целях защиты права ФИО1 на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам бесплатно, во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на Министерство здравоохранения Приморского края обязанности по обеспечению ФИО1 бесплатно препаратом лумакафтор/ивакафтор (Оркамби) в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями.
В силу части 2 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что в отсутствие лечения вышеуказанным препаратом жизнеугрожающее состояние больного ФИО1 может ухудшиться, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Министерству здравоохранения Приморского края о признании права на медицинскую помощь, возложении обязанности обеспечить необходимым лекарственным препаратом удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Приморского края ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать бесплатно ФИО1 дата года рождения препаратом «Оркамби» в необходимом количестве в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течении месяца со дня принятия решения в окончательно форме.
Судья Н.В. Бакшина