Дело № 2-3350/2021
22RS0066-01-2021-004563-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Рише Т.В.,
при секретаре Лариной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Ломаченко Антона Анатольевича к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурора Центрального района г. Барнаула, действуя в интересах Ломаченко А.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края, в котором с учетом уточнения просил обязать ответчика обеспечить Ломаченко А.А. лекарственным препаратом «Иммуноглобулин человека нормальный» в курсовой дозе, сроке в соответствии с протоколом врачебной комиссии, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование иска указано, что Ломаченко А.А. с 2020 года в связи с имеющимся у него заболеванием «<данные изъяты>» нуждается в лекарственном препарате «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Ломаченко А.А. был выдан лекарственный препарат на базе КГБУЗ «Краевая клиническая больница». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не состоялись организованные ответчиком закупки препарата, установлено бездействие Министерства. В связи с несвоевременным обеспечением Ломаченко А.А. лекарственным препаратом прокурор обратился в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Овчинникова С.С. уточненные исковые требования поддержала, показала, что материалами дела подтверждена нуждаемость в лекарственном препарате и неисполнение обязанности ответчика.
Ломаченко А.А. в судебное заседание не явился, извещен, ранее требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Кочетков Н.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, показал, что право истца по получение препарата и обязанность ответчика по обеспечению не оспаривается, не обеспечение истца лекарственным препаратом не является следствием виновных действий ответчика, предпринимались попытки по проведению аукционов, они не состоялись, Министерству не удалось закупить препарат в достаточном количестве, в настоящее время препарат закуплен, истцу выписан рецепт, препарат выдан.
Представитель третьего лица КГБУЗ «Краевая клиническая больница» Белькова Л.В. не возражала против удовлетворения требований, полагала, что имеются все основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению лекарственным препаратом, для закрепления обязанности, решение суда может быть исполнено ответчиком и добровольно.
Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю в судебное заседание представителя не направил, извещен, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (пункт 1), организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (пункт 7), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона (пункт 10).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартом медицинской помощи.
Согласно п. 15 ст. 37 указанного федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют группы населения страдающие гематологическими заболеваниями.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон «О государственной социальной помощи») инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В силу ст. 5 Закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края № 577 от 30.12.2020 утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 г.г.». Названная программа предусматривает осуществление финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также обеспечение граждан за счет средств краевого бюджета лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с п. 8.3. указанной Территориальной программы, обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, обеспечение граждан в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный Правительством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Ломаченко А.А. является <данные изъяты>, с диагнозом «<данные изъяты>», относится к категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение всеми жизненно необходимыми лекарственными средствами.
В ДД.ММ.ГГГГ истцу поставлен диагноз «<данные изъяты>», проходил неоднократное лечение, после лечения находился по основному заболеванию в стадии ремиссии.
В дальнейшем в связи с обострением хронических заболеваний был консультирован в том числе специалистами КГБУЗ «Краевая клиническая больница».
Как следует из материалов дела КГБУЗ «Краевая клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ проведена врачебная комиссия, по результатам которой составлен протокол, пациенту показана терапия <данные изъяты>, протокол врачебной комиссии направлен в Министерство здравоохранения Алтайского края.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обследован в отделении иммунологии ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России, по результатам обследования выставлен диагноз «<данные изъяты>. Рекомендована пожизненная, с интервалом не более 3-4 недели заместительная терапия: <данные изъяты>. Отказ от проведения заместительной терапии смертельно опасен, так как приведет к дальнейшему прогрессированию заболевания.
Согласно сведениям Алтайского государственного унитарного предприятия «Аптеки Алтая» пациент обращался в 2021 году в аптечный пунк № АКГУП «Аптеки Алтая» с выписанными медицинской организацией рецептами: № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на отсрочнное обслуживание ДД.ММ.ГГГГ, препарат отгружен ДД.ММ.ГГГГ, пациент обслужен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме; № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на отсроченное обслуживание ДД.ММ.ГГГГ, пациент обслужен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме; № от ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на отсроченное обслуживание ДД.ММ.ГГГГ, не обслужен, так как препарат отсутствует на складе и в аптечной сети. Лекарственный препарат «<данные изъяты>» не поступал в 2021 году на льготный склад предприятия.
Ломаченко А.А. наблюдается к КГКБУЗ «Краевая клиническая больница», врачом гематологом также назначено лечение иммуноглобулином человеческим при внутривенном введении.
Согласно сведениям КГБУЗ «Краевая клиническая больница» на базе больницы ДД.ММ.ГГГГ согласно письму Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведен врачебный консилиум, по результатам которому врачебной комиссией принято решение, с учетом наличия <данные изъяты>, о нуждаемости пациента по жизненным показаниям в продолжении терапии препаратом <данные изъяты> 1 раз в месяц постоянно.
Также КГБУЗ «Краевая клиническая больница» в ответ на запрос суда сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ введение Ломаченко А.А. иммуноглобулина внутривенно проведено на базе поликлинического отделения больницы, лекарственный препарат предоставлен пациентом. ДД.ММ.ГГГГ лекарственны препарат введен пациенту на базе поликлинического отделения, лекарственный препарат предоставлен пациентом. Выписка рецепта на льготное лекарственное обеспечение проводится по месту жительства пациента. Учитывая наличие сопутствующего заболевания, замена лекарственного препарата в настоящее время не рекомендована.
В соответствии с Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р, лекарственный препарат «Иммуноглобулин человека нормальный» внесен в указанный перечень, и Ломаченко А.А. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, а также медицинскими изделиями.
Поскольку факт необходимости обеспечения Ломаченко А.А. лекарственным препаратом по медицинским жизненным показаниям подтвержден представленными в дело доказательствами, не оспаривался ответчиком, а право истца на получение жизненно необходимых лекарственных средств гарантировано ст. 37 Федерального закона №323 ФЗ, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении иска.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства Министерство здравоохранения Алтайского края исходя из объема бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, потребности и наличия медицинских показаний правомочно решить вопрос обеспечения Ломаченко А.А. лекарственным препаратом, что не было исполнено своевременно и в необходимом объеме.
Учитывая изложенное, требования прокурора в интересах физического лица о возложении обязанности на Министерство здравоохранения по Алтайскому краю по обеспечению Ломаченко А.А. лекарственным препаратом в курсовой дозе, сроке в соответствии с протоколом врачебной комиссии подлежат удовлетворению.
При вынесении решения суд учитывает, что выбор конкретной дозировки лекарственного препарата, периода – срока введения препарата при наличии медицинских показаний относится к компетенции врачей, а том числе врачебной комиссии.
Доводы ответчика о том, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственным препаратом истца, проводило аукционы, заключила в настоящее время контракт на поставку препарата, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку доказательств своевременного обеспечения Ломаченко А.А. лекарственным препаратом не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда может привести к высокому риску развития жизнеугрожающих осложнений здоровья Ломаченко А.А. из-за отсутствия лечения необходимым лекарственным препаратом, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд полагает, что требование прокурора об обращении решения к немедленному исполнению подлежат удовлетворению в части возложения обязанности по обеспечению истца лекарственным препаратом.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить Ломаченко Антона Анатольевича лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в курсовой дозе, сроке в соответствии с протоколом врачебной комиссии.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.В. Рише