Дело № 2-4378/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2017 года Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ласко О.Л.
при секретаре Чернышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркушина О.А. к УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным решения территориальной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании включить в список на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первичной подачи документов, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Меркушин О.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в < ИЗЪЯТО > года в период прохождения им службы в УФСИН России по Калининградской области в должности < ИЗЪЯТО >, имея продолжительность службы в календарном исчислении < ИЗЪЯТО >, он обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. < Дата > на заседании жилищной комиссии УФСИН России по Калининградской области постановлено, что представленные им документы, соответствуют перечню, определенному в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369. Комиссией принято решение направить его рапорт и документы в комиссию ФСИН России, для решения вопроса о признании его права на получение единовременной социальной выплаты. < Дата > от УФСИН по Калининградской области им получена выписка из протокола заседания комиссии ФСИН России № от < Дата >, согласно которой ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369, а также в связи с ухудшением жилищных условий в < Дата > году в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.
Не согласившись с вышеназванным решением, истец просил суд признать решение комиссии ФСИН России о рассмотрении рапортов и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты принятое в отношении него < Дата > незаконным, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также обязать ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из четырех человек: он, его супруга - Меркушина Н. А., сын - Меркушин А. О., сын - Меркушин Д. О., с даты первоначального обращения - < Дата >.
Истец Меркушин О.А., третье лицо Меркушина Н.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. Представитель Меркушина О.А. - Кулишевич Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области по доверенностям Бычкова Е.В., а также представитель УФСИН России по Калининградской области Гущина Г.Ю. заявленные требования не признали. Пояснили, что в < Дата > году Меркушин О.А. обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по Калининградской области о принятии его, составом 4 человека, на учет с целью получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Рапорт и приложенные к нему документы были приняты секретарем территориальной комиссии УФСИН России по Калининградской области. По результатам рассмотрения рапорта Меркушина О.А. было принято решение о направлении рапорта и документов Меркушина О.А. в комиссию ФСИН России. Протоколом заседания ФСИН России от < Дата > Меркушину О.А. было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.04. 2013 № 369, а также в связи с ухудшением им жилищных условий в № году, в соответствии с п. 12 этих же Правил. Полагая, что указанные в протоколе ФСИН России обстоятельства соответствуют фактическим обстоятельства дела, просили суд отказать истцу в удовлетворении его требований.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1,3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник проживает в общежитии.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», которым утверждены «Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с п. 20 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, комиссия ФСИН России в целях выполнения возложенных на них функций вправе принять решение об отказе в постановке граждан на учёт для получения единовременной выплаты.
Таким образом, из буквального толкования приведённых правовых норм следует, что сотрудник имеющий намерение получить единовременную социальную выплату обязан предоставить полный пакет документов, перечень которых указан в п. 5 вышеназванных Правил.
Кроме того, согласно ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 12 Правил такой сотрудник принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Меркушин О.А. проходил службу в уголовно - исполнительной системе. Его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ответчиками не оспаривалось.
С < Дата > по < Дата > Меркушину О.А. и его супруге Меркушиной Н.А., на основании договора купли – продажи о < Дата > на праве общей долевой собственности (Меркушину О.А. < ИЗЪЯТО > доли в праве, Меркушиной Н.А. < ИЗЪЯТО > в праве) принадлежала квартира, общей площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., расположенная по адресу: < адрес > < адрес >.
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире были зарегистрированы Меркушин О.А. с < Дата >, его супруга Меркушина Н.А. и сын Меркушин А.О., < Дата > года рождения с < Дата >, сын Меркушин Д. О., < Дата > года рождения с < Дата >
С < Дата > Меркушин О.А. и Меркушина Н.А. на основании договора купли – продажи квартиры (с ипотекой в силу закона) от < Дата > являются собственниками по ? доли в праве квартиры, общей площадью < ИЗЪЯТО > кв. м., расположенной по адресу: < адрес >, < адрес >.
Из поквартирной карточки и лицевого счета на указанную квартиру следует, что Меркушин О.А., его супруга Меркушина Н.А., сын Меркушин А.О., < Дата > года рождения и сын Меркушин Д.О., < Дата > года рождения зарегистрированы по указанному адресу с < Дата >.
< Дата > Меркушин О.А. представил в УФСИН России по Калининградской области документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На момент обращения в комиссию Меркушин О.А. замещал должность начальника инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по Калининградской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляла более < ИЗЪЯТО >
По результатам рассмотрения комиссией УФСИН России по Калининградской области представленных Меркушиным О.А. рапорта и документов было постановлено направить рапорт и документы в комиссию ФСИН России для принятия соответствующего решения.
Протоколом от < Дата > ФСИН России было принято решение об отказе Меркушину О.А. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, а именно в связи с тем, что Меркушиным О.А. не была представлена информация о регистрации сына за < ИЗЪЯТО >, а также в связи с ухудшением жилищных условий в < ИЗЪЯТО > году, в соответствии с п. 12. правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 24.04. 2013 года № 369.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается представленными материалами учетного дела, что Меркушиным О.А. на период его обращения с рапортом о предоставлении субсидии не были представлены документы, содержащие сведения о регистрации его сына Меркушина Д.О., < Дата > года рождения до < Дата >, т.е. до его регистрации по адресу: < адрес >. Сведения о предоставлении Мукушиным О.А. ответчикам документов, которые бы подтверждали невозможность получения по этому же периоду документов, содержащих сведения о регистрации его сына, в материалах дела также отсутствуют. Доказательств, которые бы свидетельствовали об иных обстоятельствах, стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что комиссией ФСИН России Меркушину О.А. было правомерно, в соответствии с п. 20 Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 49, отказано в постановке на учёт для получения единовременной выплаты в связи с не представлением обязательных документов, указанный в пп. «з» п. 5 вышеуказанных Правил.
Вместе с тем, при принятии решения, суд соглашается с доводами истца о том, что продажа им и его супругой принадлежащих им долей коммунальной квартиры, общей площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. расположенной по адресу: < адрес >, и приобретение квартиры общей площадью < ИЗЪЯТО > кв. м. по адресу < адрес > < адрес > не может расцениваться как ухудшение жилищных условий, поскольку на каждого из членов семьи истца в квартире по ул. < адрес > приходилось по < ИЗЪЯТО > кв.м., тогда как на каждого из членов семьи истца в квартире по < адрес > приходится по < ИЗЪЯТО > кв.м.
Вместе с тем, необоснованность приятого комиссией ФСИН России решения в указанной части не свидетельствует об отсутствии возможности отказа истцу в получении единовременной социальной выплаты по иным основаниям, в том числе по основаниям предусмотренных пп. «з» п. 5 вышеуказанных Правил.
Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Меркушину О.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный райсуд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 18 декабря 2017 года.
Судья