РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Борисовой Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоркиной Н.О.,
с участием представителя истца помощника Тульского транспортного прокурора по доверенности Катагощиной У.В.,
представителей ответчика ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности Авериной Т.В., Раш В.Ф.,
ответчика Теркина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2023-000463-25 (производство № 2-682/2023) по иску и.о. Тульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Главному управлению МЧС России по Тульской области об обязании исключить маломерное судно из реестра маломерных судов,
установил:
И.о. Тульского транспортного прокурора обратился с иском к ГУ МЧС РФ по Тульской области об исключении судна <данные изъяты>), принадлежащего Теркину В.В., из реестра маломерных судов. В обоснование иска указал, что Тульской транспортной прокуратурой по результатам проведенного анализа установлено, что в реестре маломерных судов, ведение которого возложено на Центр ГИМС ГУ МЧС РФ по Тульской области, содержатся сведения о судне <данные изъяты>), имеющем массу до 200 кг и мощность двигателя до 8 кВт. Истец полагает, что вследствие вступления в силу с 2016 г. изменений, внесенных в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, о невключении в реестр маломерных судов транспортных средств внутреннего водного транспорта, имеющих массу до 200 кг и мощность двигателя до 8 кВт, судно <данные изъяты>) подлежит исключению из данного реестра как несоответствующее критериям, установленным федеральным законодательством. Незаконное нахождение судна в реестре, по мнению истца, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также возлагает на судовладельца дополнительные обязанности по прохождению технического освидетельствования в Центре ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области. Данные обстоятельства могут повлечь необоснованное финансирование деятельности Центра ГИМС ГУ МЧС России по Тульской области, поскольку Центр ГИМС ГУ МЧС России осуществляет финансируемую из государственного бюджета деятельность по надзору, патрульной службе, техническому освидетельствованию в отношении судна <данные изъяты>), не являющегося маломерным, не подлежащим государственной регистрации, а равно не являющегося объектом деятельности ГУ МЧС России по Тульской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник Тульского транспортного прокурора по доверенности Катагощина У.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности Аверина Т.В. возражала против исковых требований. Указала, что штатное расписание Главного управления МЧС России по Тульской области № 20/17 утверждено министром МЧС России 31.10.2019 года в соответствии с приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России». В штатном расписании нет привязки к численности маломерных судов, содержащихся в реестре маломерных судов и численности государственных инспекторов. Указала, что согласно п. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее ККВТ РФ) право собственности на судно возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре или реестре маломерных судов. Таким образом, исключение судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности. Основания для исключения судна из реестра маломерных судов установлены ст. 21 ККВТ РФ. Регистрация маломерного судна, принадлежащего Теркину В.В., произошла в 2007 году. Согласно ч. 1.1 ст. 16 ККВТ РФ, введенной в действие ФЗ № 367 от 03.07.2016 года, данная лодка не подлежит включению в указанный реестр. Однако закон обратной силы не имеет, основания для исключения маломерного судна, принадлежащего Теркину В.В., из реестра маломерных судов, отсутствуют.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Тульской области по доверенности Раш В.Ф. в судебном заседании возражал против исковых требований. Указал, что спорное судно было поставлено на учет в 2007 году по заявлению владельца. Собственник представил документы, подтверждающие законность приобретения судна, предоставил его на осмотр. Была заведена регистрационная карточка. Судно было осмотрено, проверена документация, наличие заводских, бортовых номеров на лодке, на двигателе. При эксплуатации судна подлежит проверке судовой билет и паспорт владельца. Если судно не внесено в реестр маломерных судов, то судовой билет не выдается. В 2007 году судно подлежало регистрации на основании закона. В настоящее время исключение лодки возможно по заявлению владельца, в иных случаях, указанных в п. 1 ст. 21 ККВТ РФ. Штатная численность инспекторов не зависит от количества маломерных судов, зарегистрированных в реестре.
Ответчик Теркин В.В. в судебном заседании возражал против исковых требований. Указал, что регистрация его лодки в реестре маломерных судов соответствует требованиям закона. Он платит налоги, его это не обременяет, лодку проверяют инспекторы, что его полностью устраивает, он использует ее для поездок в Астрахань. Возражал против исключения его судна из реестра маломерных судов, поскольку оно было зарегистрировано в соответствии с законом. Несмотря на изменения, внесенные в закон, оснований для исключения судна из реестра не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ) право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре или реестре маломерных судов.
Согласно ст. 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно:
1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов;
2) которое погибло или пропало без вести;
3) которое конструктивно погибло;
4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса;
5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна;
6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Решение об исключении судна из реестра судов в случаях, предусмотренныхподпунктами 1-5 пункта 1настоящей статьи, принимается органом, осуществляющим государственную регистрацию судна, в порядке, установленном правилами государственной регистрации судов.
Согласно ч. 1.1 ст. 16 ККВТ РФ, введенной в действие ФЗ № 367 от 03.07.2016 года, не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателя (в случае установки) до 8 кВт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Из абз. 7 п. 7 Письма МЧС России от 27.03.2017 N 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утв. Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340, следует, что исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе, не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника.
В соответствии с положениямиГК РФ,КВВТправо собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента его государственной регистрации и, соответственно, так как государственная регистрация маломерных судов осуществляется в реестре маломерных судов, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно.
По делу установлено, что 19.11.2007 года по заявлению владельца маломерного судна <данные изъяты>), Теркина В.В. заведена регистрационная карточка судовладельца, присвоен регистрационный номер №. Согласно регистрационной карточке маломерное судно <данные изъяты>) имеет длину 2,89 м, ширину 1,54 м, вместимость 0,396 т, грузоподъемность 500 кг, пассажировместимость 4 чел., мощность двигателя 5 л.с. (3,7 кВт). Данное судно включено в реестр маломерных судов, что подтверждается выпиской из указанного реестра.
Теркину В.В. выдан судовой билет №, талон № к удостоверению на право управления маломерным судном серии №.
Согласно приказу № 623 от 29.10.2019 введены в действие штатные расписания отдельных территориальных органов МЧС России по субъектам РФ согласно приложению.
Из приложения к приказу следует, что штатное расписание Главного управления МЧС России по Тульской области № 20/17 утверждено министром МЧС России 31.10.2019 года, количество инспекторов по маломерным судам составляет 6 человек.
Анализируя изложенные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для исключения судна из реестра маломерных судов. На момент государственной регистрации спорного судна, органы ГИМС действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, доказательства обращения собственника судна с заявлением об исключении его из реестра маломерных судов не представлены, собственник судна Теркин В.В. возражает против исключения принадлежащего ему маломерного судна из реестра маломерных судов.
Довод прокурора о том, что количество зарегистрированных в реестре маломерных судов влияет на штатную численность и структуру территориальных органов государственной инспекции по маломерным судам, что влечет расход бюджетных средств и нарушает права Российской Федерации, суд считает несостоятельным, не подтвержденным доказательствами.
При этом суд учитывает, что снятие с регистрационного учета одного маломерного судна не может повлиять на порядок и размер финансирования Главного управления, как структурного подразделения МЧС России, поскольку объемы денежных средств уже определены законом и заложены в бюджете.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать и.о. Транспортного прокурора в интересах Российской Федерации в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Тульской области об обязании исключить маломерное судно <данные изъяты>, принадлежащее Теркину Вадиму Вячеславовичу, из реестра маломерных судов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2023 года.
Председательствующий