Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2354/2022 ~ М-2020/2022 от 12.07.2022

Дело № 2-2354/2022

УИД 79RS0002-01-2022-004593-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2022 года                                                                        г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Кривошеевой И.В.,

при секретаре Тимофеевой К.А.,

    с участием:

    помощника прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г.,

    представителя ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Биробиджана в интересах Ткачевой Лидии Антоновны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджана в интересах Ткачевой Л.А. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Ткачева Л.А. имеетт право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. На имя Ткачевой Л.А. оформлены рецептурные бланки, которые находятся на отсроченном обслуживании в ГП ЕАО «Фармация»: рецептурным бланкам: № 100090804 от 10.08.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 11.11.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 28.03.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 4 шт.; от 27.04.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат «Ибупрофен гель д/наружн прим 5% 50г №1» в количестве упаковок 2 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 1 шт.; № от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт. Просит обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Ткачевой Л.А., 01.07.1931 года рождения, лекарственными препаратами по отсроченным рецептурным бланкам: рецептурным бланкам: от 10.08.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 11.11.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 28.03.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 4 шт.; от 27.04.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Ибупрофен гель д/наружн прим 5% 50г №1» в количестве упаковок 2 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 1 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт, взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Ткачевой Л.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора г. Биробиджана Рогаль С.Г. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам искового заявления.

Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Ткачева Л.А. должна быть обеспечена необходимыми лекарственными средствами. В части взыскания компенсации морального вреда оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступил письменный отзыв, согласно которому просят исковые требования оставить без удовлетворения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Ткачева Л.А. является инвалидом.

Ткачевой Л.А. выписаны льготные рецепты от 10.08.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; № от 11.11.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 28.03.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 4 шт.; от 27.04.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Ибупрофен гель д/наружн прим 5% 50г №1» в количестве упаковок 2 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10 тыс ЕД №20» в количестве упаковок 1 шт.; от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.

Данные лекарственные средства включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.

В судебном заседании установлено, что данные рецепты до настоящего времени не обслужены, что подтверждается выпиской из реестра рецептов.

Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

На основании вышеприведенных норм закона, Ткачева Л.А. имеет право на бесплатное обеспечение необходимым лекарственным препаратом. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует обеспечение инвалидов в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Поскольку организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования прокурора г. Биробиджана в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению Ткачевой Л.А. необходимыми лекарственными средствами по выписанным рецептам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение лекарственными средствами тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Ткачевой Л.А. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых лекарственных препаратов и обеспечения ими материального истца, что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых материальному истцу по жизненным показаниям.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возраст материального истца, то обстоятельство, что до настоящего времени истица не обеспечена назначенными ей препаратами, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Ткачевой Л.А. в качестве компенсации морального вреда 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Биробиджана в интересах Ткачевой Лидии Антоновны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156, ИНН 7900001070) обеспечить Ткачеву Лидию Антоновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> К-<адрес>, паспорт гражданина РФ , выдан Биробиджанским ГОВД ЕАО ДД.ММ.ГГГГ) медицинскими препаратами по рецептурным бланкам:

- от 10.08.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.;

- от 11.11.2021 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.;

- от 28.03.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 4 шт.;

- от 27.04.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.;

- от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Ибупрофен гель д/наружн прим 5% 50г №1» в количестве упаковок 2 шт.;

- от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Панкреатин капс 10тыс ЕД №20» в количестве упаковок 1 шт.;

- от 31.05.2022 на лекарственный препарат «Лактулоза сироп 667мг/мл 500мл №1» в количестве упаковок 1 шт.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156, ИНН 7900001070) в пользу Ткачевой Лидии Антоновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> К-<адрес>, паспорт гражданина РФ , выдан Биробиджанским ГОВД ЕАО ДД.ММ.ГГГГ), компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                             И.В. Кривошеева

2-2354/2022 ~ М-2020/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Биробиджана ЕАО
Ткачева Лидия Антоновна
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Фармация, ГП ЕАО
Областная больница, ОГБУЗ
Правительство ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Кривошеева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
12.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2022Передача материалов судье
19.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2022Подготовка дела (собеседование)
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Дело оформлено
16.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее