Судья Бердникова Я.В. Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 27 июля 2023 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору ФИО9 на решение судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 15 июня 2023 года, принятое по жалобам на постановления главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору ФИО10 № от 24 марта 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Малмыжская центральная районная больница»,
установил:
Постановлениями главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору ФИО11 № от 24.03.2023 г. Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Малмыжская центральная районная больница» (далее - КОГБУЗ «Малмыжская центральная районная больница», КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», больница) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей за каждое из правонарушений, а всего в общей сумме 1.050.000 рублей.
Определением судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 25.05.2023 г. дела об административных правонарушениях по жалобам КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» на постановления № от 24.03.2023 г. по делам об административных правонарушениях объединены в одно производство (т. 2, л.д. 41 - 46).
По результатам рассмотрения жалоб КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» решением судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 15.06.2023 г. указанные постановления изменены, КОГБУЗ «Малмыжская центральная районная больница» назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. В остальной части постановления должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, главный государственный инспектор Малмыжского района по пожарному надзору ФИО12 выражает несогласие с решением судьи, полагая, что судьей районного суда неполно выяснены имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно применены нормы процессуального права, допущено несоответствие выводов обстоятельствам дела. Находит, что допущенные судьей существенные процессуальные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В обоснование изложенного, излагая обстоятельства дела, выводы судьи и ссылаясь на положения КоАП РФ, Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ), Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ), постановления Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, отмечает, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в отношении объектов защиты (здания, помещения, сооружения и т.п.), к которым предъявляются требования пожарной безопасности, при этом контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении контролируемых лиц, владеющих и (или) пользующихся, указанными объектами. Следовательно, все семь плановых выездных проверок были законно и обоснованно внесены в план проведения плановых проверок на 2023 год и согласованы с прокуратурой, а довод судьи районного суда о проведении семи плановых выездных проверок в один и тот же период не отменяет факта проведения семи самостоятельных контрольных (надзорных) мероприятий, что подтверждается изданием и оформлением семи решений и актов о проведении плановой выездной проверки. Кроме того, проведение указанных проверок могло быть запланировано на разные периоды 2023 года.
Таким образом, исходя из норм ч. 1 ст. 28, ст. 23.34 КоАП РФ и приказа МЧС России от 05.04.2012 г. № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» следует, что у должностных лиц ОНДПР Малмыжского района имелись полномочия на возбуждение и на рассмотрение дела обадминистративном правонарушении. В рамках каждой из семи плановых выездных проверок были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на каждом из проверяемых объектов защиты. При этом время, место и событие административного правонарушения разнятся. В связи с этим противоправное бездействие юридического лица образует семь самостоятельных составов административного правонарушения, по которым и было составлено семь протоколов об административном правонарушении.
Порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений урегулирован ст. 4.4 КоАП РФ, и указанный в данной норме перечень процессуальных действий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с частью 1 указанной статьи при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
При таких обстоятельствах считает, чтообъединение семи дел об
административном правонарушении в одно производство на основании ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ является неправомерным, так как из буквального прочтения указанной нормы следует, что она применяется при выявлении двух и более административных правонарушений в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия. В данном случае административное наказание должно назначаться за каждое совершенное административное правонарушение, что и было исполнено сотрудниками ОНДПР Малмыжского района. Полагает, что аналогичная позиция приведена в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 г. по делу № <данные изъяты>
На основании изложенного просит отменить решение судьи и направить дело на новое рассмотрение.
В письменных возражениях на жалобу законный представитель юридического лица - главный врач КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» ФИО13 указывает на необоснованность жалобы, просит оставить решение судьи без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Главный врач КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» ФИО14 защитник ФИО15 и должностное лицо, вынесшее постановления по делу об административном правонарушении, - главный государственный инспектор Малмыжского района по пожарному надзору ФИО16 извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили.
В письменных возражениях на жалобу главный врач КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» ФИО17 просила рассмотреть жалобу без участия представителя учреждения.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного органа - заместитель начальника отдела административной практики и дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кировской области ФИО18 поданную жалобу поддержал, привел аналогичные доводы, также пояснил, что судья, изменяя постановления главного государственного инспектора и назначая одно административное наказание, допустил процессуальную ошибку. В соответствии с п. 7 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2428, в ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия. По объектам контроля, принадлежащим КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», такой период истекал в 2023 году, поэтому все проверки были запланированы на один временной отрезок в целях удобства их проведения. Согласование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год с органами прокуратуры осуществляется через электронный модуль, в котором прокуратура делает отметки о согласовании. Прокуратура проведение проверок согласовала, хотя и с замечаниями, которые не могли быть учтены, поскольку объединить контрольные (надзорные) мероприятия в одну проверку данный электронный модуль не позволяет. В дальнейшем при утверждении планов проверок планируется объединять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении одного лица в одну проверку, однако, будет ли реализована такая возможность, пока не известно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав представителя административного органа, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
На основании ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемых юридическому лицу нарушений) руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя, в том числе, данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ), который устанавливает также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а согласно п. 1 ч. 3 данной статьи к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как установлено ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
В ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ указаны цели создания систем противопожарной защиты.
Статья 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ содержит требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, а статья 84 - требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
В ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ приведены требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков, в ст. 88 - требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках, в ст. 89 - требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР в РФ), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 173 утвержден свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
Приказом МЧС России от 21.02.2013 г. № 116 утвержден и введен в действие свод правил СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».
Приказом МЧС России от 12.03.2020 г. № 151 утвержден и введен в действие свод правил СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.
Приказом МЧС России от 19.03.2020 г. № 194 утвержден и введен в действие свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Приказом МЧС России от 06.04.2021 г. № 200 утвержден и введен в действие свод правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности».
Приказом МЧС России от 20.07.2020 г. № 539 утвержден и введен в действие свод правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».
Приказом МЧС России от 31.07.2020 г. № 582 утвержден и введен в действие свод правил СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».
Приказом Росстандарта от 24.08.2021 г. № 791-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора на основании решений начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Малмыжского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Кировской области - главного государственного инспектора по пожарному надзору Малмыжского района ФИО19 от 27.02.2023 г. <данные изъяты> проведены плановые выездные проверки в отношении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ».
Проведение проверок было поручено одним и тем же должностным лицам - главному государственному инспектору по пожарному надзору Малмыжского района ФИО20. и государственному инспектору по пожарному надзору Малмыжского района Веретенниковой К.О.; основанием всех проверок указан п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», то есть наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в качестве контролируемого лица указано одно и то же юридическое лицо - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» без уточнения его структурных подразделений; местом проведения проверок в решениях от 27.02.2023 г. <данные изъяты> указан адрес: <адрес> являющийся юридическим адресом учреждения, в решении <данные изъяты> в качестве места проведения проверки указан адрес: <адрес>, в решении <данные изъяты> - адрес: <адрес>; в качестве предмета всех проверок заявлено соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, территориях, земельных участках, которыми организации владеют и пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности; в отношении всех выездных проверок в решениях установлен единый срок проведения - с 1 марта 2023 г. 08-00 час. по 15 марта 2023 г. 17-00 час.
Таким образом, семь плановых выездных проверок назначены по объектам одного контролируемого лица КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» (ИНН 4317002283), при этом проверки согласованы с прокуратурой согласно сведениям официального сайта - https://proverki.gov.ru/portal из ФГИС «Единый реестр проверок», «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
В ходе выездных проверок в один и тот же день 09.03.2023 г., одним и тем же должностным лицом - главным государственным инспектором по пожарному надзору Малмыжского района ФИО21 проведены осмотры принадлежащего КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» имущества - в период с 08-00 час. до 09-00 час. в пристрое к лечебному корпусу по адресу: <адрес>, с 09-00 час. до 10-00 час. в коечном корпусе, с 10-00 час. до 10-30 час. в инфекционном отделении, с 10-30 час. до 11-00 час. в хирургическом и родильном корпусе, с 11-00 час. до 11-30 час. в поликлинике, с 12-00 час. до 12-30 час. в здании по адресу: <адрес>, с 13-00 час. до 13-30 час. в детской консультации, итоги осмотров отражены в протоколах осмотра от 09.03.2023 г.
По результатам проверок в один и тот же день - 15.03.2023 г., одним и тем же должностным лицом - главным государственным инспектором по пожарному надзору Малмыжского района ФИО22. в отношении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» составлены акты плановых выездных проверок <данные изъяты> а также в один и тот же день - 20.03.2023 г., одним и тем же должностным лицом - дознавателем ОНДПР Малмыжского района ФИО23. составлены 7 протоколов об административных правонарушениях в отношении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» <данные изъяты> (т. 1, л.д. 83 - 85, 112 - 113, 135 - 136, 163 - 165, 185 - 186, 210 - 211, 238 - 240), в которых отражены выявленные в ходе выездных проверок нарушения требований пожарной безопасности, допущенные КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», отдельно в отношении каждого здания: коечного корпуса, хирургического и родильного корпуса, инфекционного отделения, поликлиники, детской консультации, здания больницы по адресу: <адрес> а также пристроя к лечебному корпусу по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях в один и тот же день - 24.03.2023 г., в отношении одного и того же контролируемого лица - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», одним и тем же должностным лицом - главным государственным инспектором Малмыжского района по пожарному надзору ФИО24 вынесены 7 постановлений № о назначении административных наказаний в виде административных штрафов, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 150.000 рублей каждый. В данных постановлениях зафиксированы нарушения обязательных требований пожарной безопасности, допущенные одним контролируемым лицом - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», в отношении каждого из закрепленных за ним объектов - зданий отделений больницы, которые согласно п. 5.13 Устава КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» являются структурными подразделениями больницы (т. 1, л.д. 87 - 90, 115 - 118, 139 - 142, 167 - 170, 191 - 193, 212 - 215, 241 - 244).
Фактически в зданиях больницы размещены следующие отделения: в коечном корпусе - терапевтическое отделение, отделение скорой помощи и детская консультация; в хирургическом и родильном корпусе - женская консультация и хирургическое отделение; в детской консультации - кабинеты дерматолога, нарколога, профосмотров и отдел кадров, в здании по адресу: <адрес>, - стоматологические кабинеты, в пристрое к лечебному корпусу - детское отделение, родильное отделение и реанимация, в здании поликлиники № 1 размещена поликлиника.
В ходе проведения указанных плановых выездных проверок в зданиях КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных: ст.ст. 4, 6, 51, 83, 87, 88, 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ; п.п. 9 - 14, 16 - 18, 23 - 26, 28, 30, 42, 50, 54, 56, 60, 409 ППР в РФ; п.п. 4.2.18, 4.2.19, 4.3.5, 5.1.4 СП 1.13130; п. 7.6.3 СП 2.13130; п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 СП 3.13130.2009; п. 5.2 СП 6.13130; п. 7.20 СП 7.13130; п.п. 5.17, 6.6.1, 6.6.18 СП 484.1311500.2020; п.п. 4.4, 6.6.32 СП 486.1311500.2020; п. 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021.
Данные нарушения в отношении каждого корпуса (здания) больницы зафиксированы в протоколах об административных правонарушениях от 20.03.2023 г. №№ <данные изъяты> постановлениях о назначении административного наказания от 24.03.2023 г. №№ №
Выявленные на всех объектах надзора КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» нарушения требований пожарной безопасности подробно приведены в обжалуемом решении судьи (т. 4, л.д. 152 - 155).
Рассматривая жалобы КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», судья районного суда, учитывая положения ст. 4.4 КоАП РФ, объединил дела об административных правонарушениях в одно производство, придя к выводу о том, что все нарушения требований пожарной безопасности выявлены по результатам проведения в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора фактически единой проверки в отношении одного юридического лица - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», а также о том, что все нарушения, независимо от их обнаружения в одном или нескольких зданиях учреждения, имеют единый родовой объект посягательства и охватываются одним составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом судья районного суда также пришел к выводу о доказанности факта выявленных нарушений требований пожарной безопасности и виновности КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» в совершении административного правонарушения.
Факт нарушения КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» указанных выше требований пожарной безопасности подтверждается, помимо протоколов об административных правонарушениях, сведениями, содержащимися в: решениях о проведении плановой выездной проверки от 27.02.2023 г.; протоколах осмотров от 09.03.2023 г., составленных по каждому из проверенных зданий больницы; протоколах инструментального обследования ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Кировской области» от 13.03.2023 г. по зданиям больницы (коечный корпус, хирургическийи родильный корпус, инфекционное отделение, поликлиника № 1, детская консультация, здания по ул. <адрес>); актах плановых выездных проверок от 15.03.2023 г.; других материалах дел.
Допустимость и достоверность имеющихся в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, юридическим лицом не оспаривается, а их совокупность достаточна для разрешения дела по существу.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем доказательств того, что КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия каких-либо непреодолимых препятствий для соблюдения им требований пожарной безопасности в материалах дела не содержится и при рассмотрении жалобы не представлено. Проверочные мероприятия в отношении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» носили плановый характер, были заблаговременно включены в опубликованный ежегодный план проверок с указанием периода проведения, однако, несмотря на это, при осмотре зданий и помещений больницы выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, часть из которых была устранена до рассмотрения жалобы судьей районного суда, что свидетельствует об отсутствии необходимости значительных финансовых затрат для их устранения.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Судья районного суда, установив обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные доказательств, пришел к выводу, что нарушения, послужившие основанием для вынесения 7 самостоятельных постановлений о назначении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» административного наказания, полностью охватываются составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, что исключает возможность семикратного привлечения учреждения к административной ответственности за его совершение, в связи с чем, в силу ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ юридическому лицу должно быть назначено наказание как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ.
На основании изложенного судья изменил в указанной части обжалованные постановления главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору ФИО26 и назначил КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда, вопреки доводам жалобы, не усматриваю, так как согласно материалам дела все решения главного государственного инспектора по пожарному надзору о проведении плановых выездных проверок вынесены в один день - 27.02.2023 г., в отношении одного юридического лица - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ». Проверочные мероприятия осуществлялись в один временной интервал - с 1 по 15 марта 2023 г. и имели единый предмет, которым является соблюдение КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» требований пожарной безопасности в зданиях (помещениях, сооружениях), которыми контролируемое лицо владеет и (или) пользуется и к которым предъявляются требования пожарной безопасности. При этом данные объекты являются структурными подразделениями юридического лица. Нарушения, выявленные в ходе контрольных (надзорных) действий, имеют единый родовой объект посягательства, а сами контрольные (надзорные) действия аналогичны друг другу (осмотр, инструментальное обследование). Процессуальные документы по всем проверяемым объектам составлялись в одни и те же дни. Рассмотрение дел об административных правонарушениях подведомственно одному и тому же должностному лицу, которым и были вынесены постановления о назначении административного наказания.
На необходимость включения всех объектов КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» в одну проверку было указано также прокуратурой при согласовании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (т. 4, л.д. 49 - 50).
Как следует из письма прокурора Малмыжского района Кировской области от 05.06.2023 г., указанный ежегодный план ГУ МЧС России по Кировской области на 2023 год был согласован с прокуратурой Кировской области, однако, в плане - в графе «комментарии» прокуратурой области на основании ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пп. «е» п. 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2428, было рекомендовано контрольному (надзорному) органу рассмотреть вопрос об объединении всех проверок (7 контрольных (надзорных) мероприятий) в отношении объектов больницы в одну проверку. Фактически план на 2023 год прокуратурой области согласован с замечаниями, но 14.12.2022 г. ГУ МЧС России по Кировской области данный план утвержден без учета указанных замечаний (т. 4, л.д. 47 - 48).
Ссылки автора жалобы на нормативные положения, регулирующие проведение контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе на: ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, согласно которой организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются федеральным законом о виде контроля, принимаемым в соответствии с ними положением о виде федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; ч. 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой к предмету федерального государственного пожарного надзора относится соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности; п. 3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, согласно которому под контролируемыми лицами понимаются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору, и другие нормы, а также доводы представителя административного органа в судебном заседании о том, что используемая при планировании проверок электронная программа не позволяет объединить контрольные (надзорные) мероприятия в одну проверку, выводов судьи районного суда не опровергают, так как не исключают возможности фактического проведения одной плановой проверки в отношении нескольких объектов надзора одного и того же контролируемого лица, а также возможности применения в данном случае требований ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.
Таким образом, в отношении контролируемого лица - КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора единовременно проводилась фактически одна проверка, а, следовательно, судья пришел к правильному выводу об изменении постановлений должностного лица и назначении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» административного наказания как за совершение одного административного правонарушения в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 150.000 рублей.
Иной подход означал бы искусственное создание множественности административных правонарушений, что, в свою очередь, повлекло бы нарушение общих правил назначения административного наказания, в частности принципа, заложенного в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, о недопустимости нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Указание в жалобе на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 г. по делу <данные изъяты> не может быть принято во внимание, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения и касается обстоятельств, не связанных с настоящим делом.
Постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ», допущено не было.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда, равно как и постановлений должностного лица в части, оставленной без изменения указанным решением, не имеется. Доводы жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Малмыжского районного суда Кировской области от 15 июня 2023 года, принятое по жалобам на постановления главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору ФИО27. <данные изъяты> от 24 марта 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КОГБУЗ «Малмыжская центральная районная больница», оставить без изменения, а жалобу главного государственного инспектора Малмыжского района по пожарному надзору Шишкина Д.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев