Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2335/2024 ~ М-2306/2024 от 21.06.2024

Дело № 2а-2335/2024

(УИД 73RS0004-01-2024-004291-61)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск 11 июля 2024 года

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи          Павлова Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаталовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попкова Виталия Игоревича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Попков В.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-4) о признании действий незаконными, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

Требования мотивированы тем, что Попков В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-4. Он работал на швейном участке промышленной зоны ФКУ ИК-4 в должности <данные изъяты>. С 14.06.2023 по 23.06.2023 он находился в больнице при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области. За этот период ему оформили лист нетрудоспособности и выплатили денежные средства, которые были направлены в ФКУ ИК-4. При этом большая часть денежных средств была удержана. ФКУ ИК-4 было не вправе удерживать денежные средства из листа нетрудоспособности.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении.

Административный истец просил признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в удержании из листа нетрудоспособности денежных средств, возложить обязанность на административного ответчика выплатить ему денежные средства за лист нетрудоспособности, признать его условия содержания ненадлежащими, взыскать с административного ответчика компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб.,

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве заинтересованного лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний».

Административный истец Попков В.И. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области Сухова А.А. в судебное заседание не явилась, представила возражения на административный иск, в которых просила отказать в его удовлетворении.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав пояснения административного истца Попкова В.И., исследовав письменные материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 183 Трудового кодекса РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.

Статьями 2 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной, нетрудоспособности подлежат лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду; предоставление данного страхового обеспечения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом N 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых осуществляется обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, возможность его выплаты связана либо с болезнью самого застрахованного лица или членов его семьи, либо с осуществлением специальных ограничительных (карантин) или реабилитационных в отношении застрахованного лица (протезирование и санаторно-курортное лечение) мероприятий, обуславливающих необходимость его освобождения от выполнения трудовых обязанностей (часть 1 статьи 5), а в качестве исключения из общего правила предоставлена возможность получения данного пособия после прекращения трудовых отношений, если заболевание или травма застрахованного лица наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору (часть 2 статьи 5).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).

Согласно статье 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Основания и порядок выплаты пособий осужденным регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 727.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения осужденные имеют право на получение пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работ. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения N 727 осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в частности по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Пособия выплачиваются осужденным за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств указанных организаций (пункт 3 Положения N 727).

Аналогичные нормы содержатся в Порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденном Приказом Минздрава Российской Федерации № 316, Минюста Российской Федерации № 185, ФСС РФ № 180 от 14 июля 2003 г. (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 7 августа 2003 г. № 4961).

Пунктом 1.3 данного Порядка предусмотрено, что выдача листка нетрудоспособности лицам, осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, в связи с временной утратой ими трудоспособности производится врачом ЛПУ УИС. После закрытия листки нетрудоспособности передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные.

Согласно пункту 1.9.2 данного Порядка листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.

Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (пункт 9 Положения N 727).

Из буквального толкования положений части 2 статьи 5, статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ, Положения N 727 следует, что право на получение пособия по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении страховых случае в период работы (деятельности) или в течение 30 календарных дней со дня прекращения данной работы (деятельности).

Следовательно, при наступлении страхового случая в период 30-дневного срока после прекращения привлечения к труду осужденного данное лицо как застрахованное лицо в соответствии с положениями Федерального закона N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения, обороны страны и безопасность государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

К числу застрахованных лиц Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ относит также лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду.

Согласно пункту 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, при наступлении страхового случая в период 30-дневного срока после прекращения привлечения к труду осужденного данное лицо как застрахованное лицо в соответствии с положениями Федерального закона N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Попков В.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.

Попков В.И. с 11.05.2023 привлечен к оплачиваемому труду на должность <данные изъяты>

Приказом № 111-ос от 14.06.2023 Попков В.И. отстранен от оплачиваемого труда в связи с этапированием в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области (больница) (л.д. 17-18).

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Попков В.И. указал, что с 14.06.2023 по 23.06.2023 он находился в больнице при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области. За этот период ему оформили лист нетрудоспособности и выплатили денежные средства, которые были направлены в ФКУ ИК-4. При этом большая часть денежных средств была незаконно удержана из листа нетрудоспособности.

Судом установлено, что лист нетрудоспособности в ФКУ ИК-4 не поступал, никаких удержаний денежных средств из листа нетрудоспособности со счета Попкова В.И. не производилось. Суду не представлено доказательств того, что Попков В.И. находился с 14.06.2023 по 23.06.2023 на листе нетрудоспособности.

Суд полагает необходимым отметить, что обязанность провести врачебную комиссию осужденному и сформировать (выдать) лист нетрудоспособности в силу закона возложена на ФКУЗ МСЧ № 73 ФСИН России. Поскольку лист нетрудоспособности в ФКУ ИК-4 не поступал, то у суда отсутствуют основания полагать, что ФКУ ИК-4 производило Попкову В.И. выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы Попкова В.И. о ненадлежащих условиях его содержания в ФКУ ИК-4. В связи с этим не имеется оснований для удовлетворения иска о признании действий незаконными, выразившихся в удержании из листа нетрудоспособности денежных средств, возложении обязанности выплатить денежные средства, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска Попкова Виталия Игоревича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, выразившихся в удержании из листа нетрудоспособности денежных средств, возложении обязанности выплатить денежные средства, признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.Е. Павлов

Решение изготовлено в окончательной форме 24.07.2024

2а-2335/2024 ~ М-2306/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Попков В.И.
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Ульяновской области
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области
Другие
ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Павлов Н. Е.
Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
21.06.2024Регистрация административного искового заявления
21.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее