Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1321/2022 ~ М-1203/2022 от 02.08.2022

Дело № 2-1321/2022                         18 октября 2022 года

УИД 29RS0022-01-2022-001389-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Брежневой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Белко В.В.,

при прокуроре Рудном А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокуратура Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома,

установил:

Приморский межрайонный прокурор Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское» (далее – администрация МО «Лисестровское») об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома. В обоснование иска указал, что Приморской межрайонной прокуратурой Архангельской области по результатам проверки исполнения отделом по опеке и попечительству администрации МО «Приморский муниципальный район» полномочий по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам, социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими, установлено, что администрацией муниципального образования «Лисестровское» - собственником квартир в <адрес> не организовано обследование жилого помещения в соответствии с Положением о признании жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), в целях признания данного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе с обследованием строительных конструкций дома специализированной организацией. Администрация МО «Лисестровское», являясь собственником указанных квартир в <адрес>, располагая сведениями о неудовлетворительном техническом состоянии фундамента данного многоквартирного дома, закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений в нем, разрушении в них кирпичной кладки печей, деформации стен, в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью данного дома, в межведомственную комиссию с заявлением о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не обращалась. Просят суд обязать администрацию МО «Лисестровское» в течение
3 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 3 месяцев с момента получения заключения обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

    Определением суда от 25 августа 2022 года приняты уточнения и.о. межрайонного прокурора Лобанова А.Н., который просил обязать администрацию МО «Лисестровское» в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение 5 месяцев с момента получения заключения обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.

Определением суда от 15 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены проживающие в <адрес> Харвонин В. М., Чуклай Е. В., Харвонин М. В., Харвонин А. В., Кудинова Л. Х., Кудинов В. А., Родионова А. В., Торцева Е. Ю., Акулова К. А., Голубева Т. Н., Буянова Ю. И., Голубев С. Ю., Голубев Н. Ю., Голубев Ю. С., Полищук М. Е., Белый А. Н., Барановский Е. С., Кудинов Н. А., Кудинова Л. И., Вантурина О. В., Хомейкина Е. С., Захаров К. Р..

Старший помощник Приморского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил учесть что в исковом заявлении допущена описка, администрация МО «Лисестровское» не является собственником квартир в <адрес>. Администрация МО «Лисестровское» является собственником квартир указанного многоквартирного дома.

Представитель ответчика –администрации МО «Лисестровское» в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела, ранее представили письменный отзыв, из содержания которого следует, что на проведение исследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома необходимо не менее 3 месяцев с учетом получения технического паспорта на многоквартирный дом, заключения договора на проведение экспертизы конструктивных элементов многоквартирного, исследование и составление отчета по экспертизе. Проведение оценки межведомственной комиссией приходится на зимний период, что затрудняет осмотр многоквартирного дома. 3 месяцев для обращения в межведомственную комиссию для проведения оценки недостаточно для исполнения заявленного требования.

Третьи лица Кудинова Л.И., Голубева Т.Г., Буянова Ю.И. в судебном заседании поддержали заявленное прокурором исковое заявление по приведенным в нем основаниям.

Третьи лица - Харвонин В.М., Чуклай Е.В., Харвонин М.В., Харвонин А.В., Кудинова Л.Х., Кудинов В.А., Родионова А.В., Торцева Е.Ю., Акулова К.А., Голубев С.Ю., Голубев Н.Ю., Голубев Ю.С., Полищук М.Е., Белый А.Н., Барановский Е.С., Кудинов Н.А., Вантурина О.В., Хомейкина Е.С., Захаров К.Р. в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.    

Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27 и ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита врав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Поскольку организация содержания муниципального жилищного фонда отнесена к полномочиям органов местного самоуправления, а неисполнение этой обязанности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, межрайонный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с соглашением от 05.10.2015 (в редакции от 19.11.2021) администрацией МО «Приморский муниципальный район» администрации переданы полномочия по решению вопросов местного значения в сфере обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением муниципального жилищного контроля.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу п. 7 раздела 1 Положения орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения, в т.ч. на основании заявления собственника помещения (п. 42 Положения).

В соответствии с п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование (п. 44 Положения).

В судебном заседании установлено, что администрация МО «Лисестровское» является собственником квартир в <адрес>.

По результатам проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения органом опеки и попечительства администрации МО «Приморский муниципальный район» полномочий, предписанных ч.2 ст.8 ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлено, что жилое помещение – <адрес> на основании постановлений администрации «Приморский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за несовершеннолетними Гусевым А. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гусевым И. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гусевой Т. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Жилое помещение – <адрес> д.<адрес> на основании постановлений администрации «Приморский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за несовершеннолетними Торцевым К. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Торцевым Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мошниковым Е. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данные жилые помещения в указанном доме, обладающем признаками аварийности или требующими проведения капитального ремонта, являются муниципальными, неблагоустроенными, в них никто не проживает, необходимо проведение косметического ремонта во всех помещениях, ремонт печей, а также погашение имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Администрация МО «Лисестровское», являясь собственником квартир , за исключением квартир в <адрес>, располагая сведениями о неудовлетворительном техническом состоянии фундамента данного многоквартирного дома, закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений в нем, разрушении в них кирпичной кладки печей, деформации стен, в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью данного дома, в межведомственную комиссию с заявлением о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не обратилась, чем не выполнила требования жилищного законодательства, обязывающие обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.

До настоящего времени в установленном порядке не определено пригоден ли многоквартирный дом для проживания, имеются ли основания для признания его аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, соответственно не определены дальнейшие мероприятия по реализации полномочий органа местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, которые зависят от статуса дома.

Ответчиком доказательств обратного суду не представлено.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что ответчик, наделенный соответствующими полномочиями, не выполнил требования жилищного законодательства, обязывающие обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища, допуская тем самым виновное бездействие, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Сроки для организации проведения обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также для обращения в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, испрашиваемые прокурором, с учетом объема работ, мнения сторон, суд находит достаточными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Приморского межрайонного прокуратура Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Лисестровское» об обязании организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» (ИНН 2921127607) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования специализированной организацией конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в течение пяти месяцев с момента получения заключения обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия многоквартирного дома по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий                  Е.С. Брежнева

2-1321/2022 ~ М-1203/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Приморский межрайонный прокурор Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Лисестровское"
Другие
Харвонин Алексей Валерьевич
Кудинов Николай Алексеевич
Шарина Елена Валерьевна
Харвонин Михаил Валерьевич
Кудинов Владимир Александрович
Вантурина Ольга Викторовна
Голубев Николай Юрьевич
Белый Андрей Николаевич
Захаров Кирилл Расимович
Голубева Татьяна Николаевна
Кудинова Любовь Ивановна
Голубев Сергей Юрьевич
Чуклай Евгения Викторовна
Родионова Анна Владимировна
Полищук Марина Евгеньевна
Кудинова Любовь Харитоновна
Харвонин Валерий Матвеевич
Голубев Юрий Сергеевич
Барановский Евгений Сергеевич
Буянова Юлия Игоревна
Торцева Елена Юрьевна
Хомейкина Екатерина Сергеевна
Акулова Ксения Александровна
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Брежнева Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
primsud--arh.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
04.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Подготовка дела (собеседование)
18.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2022Дело оформлено
09.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее