Р Е Ш Е Н И Е
г. Сосновый Бор
Ленинградской области 17 июня 2022 года
Судья Сосновоборского городского суда Ленинградской области Антонова Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний № 6 Сосновоборского городского суда Ленинградской области, расположенном по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Пионерская, дом 6, в апелляционном порядке жалобу:
защитника должностного лица – директора Ленинградского отделения Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО») «Северо-западный территориальный округ» Лазаревича В.В. - Фоминой А.В., действующей по доверенности, на постановление № АД-1154/13/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 от 08 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревича В.В.,
установил:
постановлением № АД-1154/13/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 от 08 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей привлечен директор Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревич В.В.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник директора Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревича В.В. - Фомина А.В. подала жалобу, где указала, что с решением должностного лица административного органа не согласна, просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава инкриминируемого правонарушения. Указывая в обоснование доводов жалобы, что Ленинградское отделение не осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IVкласса опасности. При осуществлении накопления отходов дополнительное профессиональное образование в области работы с отходами не является обязательным согласно формулировке ч. 1 ст. 5 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Лазаревич В.В., директор Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ», в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей не явки суд в известность не поставил, ходатайство об отложении судебного заседания по делу не заявил, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, своевременно суду не представил, обеспечил явку защитника, в связи с чем, учитывая также положения ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствии последнего.
Защитник Фомина А.В. в судебное заседание явилась, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала в полном объеме; дополнений не имеет.
ФИО1, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущий специалист-эксперт межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте извещен надлежащим образом, письменных пояснений не представил.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица административного органа.
Выслушав защитника Фомину А.В., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ФГУП «ФЭО» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ОГРН № 1024701761534.
ФГУП «ФЭО» имеет филиал, в том числе, «Северо-западный территориальный округ», расположенный в Санкт-Петербург, ул. Седова, дом 11, корпус 2, литера А, в состав которого включено Ленинградское отделение, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Промзомна, целью которого является обеспечение безопасного обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Как установлено материалами дела, Лазаревич В.В. является директором Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» на основании приказа № 60-ЛС от 20 сентября 2018 года.
Основной вид деятельности филиала «Северо-западный территориальный округ» ФГУП «ФЭО» - сбор, переработка, кондиционирование и хранение радиоактивных отходов (далее – РАО), поступающих с более чем 200 организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Калининградской, Псковской, Мурманской и Новгородской областей.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002г.).
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения:
декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
информация о программе производственного экологического контроля.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок её заполнения, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2018 № 509.
Согласно п. 25 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», раздел VI в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно Приказу МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» (вместе с "Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами"), продолжительность обучения по итоговой программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами равна 112 часов.
Вместе с тем, как подтверждено представленными материалами дела, в период с 29 июля 2021 года по 07 августа 2021 года Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения о проведении плановой выездной проверки в отношении ФГУП «ФЭО» от 27 июля 2021 года № РЕ-09/1 в ходе проведения плановой выездной комплексной проверки соблюдения обязательных требований действующего законодательства, юридическим лицом представлены удостоверения о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами I-IV классов опасности» в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, у каждого в объеме 104 часа.
Таким образом, должностное лицо – директор Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревич В.В. допустил нарушение п. 4 ст. 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 25 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2018 № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа МПР России от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».
По факту выявленных нарушений 08 декабря 2021 года должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, действия директора Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревича В.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для отмены оспариваемого постановления должностного лица административного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
По правилу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.
06 апреля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым, в том числе, внесены изменения в ст. 2.1 КоАП РФ, а именно дополнена частями 4 и 5, из содержания которых усматривается недопущение одновременного привлечения юридического лица и его работника (должностного лица) к административной ответственности за одни и те же действия (бездействие).
В соответствии с ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
В настоящем судебном заседании установлено, что постановлением должностного лица Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора № АД-1196/13/2021 от 07 декабря 2021 года ФГУП «ФЭО» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, за вышеуказанные нарушения требований природоохранного законодательства (дело № 12-14/2022).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в иных предусмотренных указанным Кодексом обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных установленных обстоятельств постановление № АД-1154/13/2021 от 08 декабря 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 2.1 и п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
жалобу защитника директора Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» Лазаревича В.В. - Фоминой А.В. удовлетворить.
постановление № АД-1154/13/2021 от 08 декабря 2021 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО1 в отношении директора Ленинградского отделения ФГУП «ФЭО» «Северо-западный территориальный округ» Лазаревича В.В. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании ч. 4 ст. 2.1 и п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии судебного решения, лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья - Л.Г. Антонова